В 2021 году я посетил выставку Heat&Power, проходившую в конце октября в Крокус-Экспо.
И мне очень понравилось!
1. Посмотреть на ГПУ можно только в маске и с "зелёной печатью" ?
Прошлогоднюю выставку я не посетил из-за безумных "коронавирусных" ограничений. Тогда у меня не было никакого желания ехать в маске в метро (больше часа!), а потом ещё несколько часов ходить в маске между стендами компаний, на которых тоже стоят люди в масках. И, как оказалось, я ничего не потерял. Те коллеги, которые были на выставке в прошлом году, все как один говорят, что время было потрачено впустую. На Heat&Power-2020 делать было нечего.
Зато в этом году выставка удалась на славу, не смотря на то, что само мероприятие было сокращено на один день из-за "нерабочих дней", объявленных по всей стране не очень адекватными людьми. Кстати, маску в этот день я так и не надел ни в метро, ни в выставочном комплексе. Но я её честно носил. В кармане сумки. Кроме того, на рецепшн пришлось поставить на билет некую "зелёную печать". Без такой печати охранник меня к газопоршневым установкам не пропускал! Наверное, наличие данной печати должно было подтвердить, что я не болен. Но строгость тупых ограничений разбилась о широту русской души: милая девушка особо не заморачивалась с проверкой и ставила эти "зелёные печати" всем подряд. Она мне честно сказала: "Я поверю, что у вас есть справка о вакцинации". Наш человек. И правильно поступила: людям надо верить. Эта самая справка о прививке у меня была уже давно.
От 50 до 70% москвичей не заморачиваются ношением масок в метро
Ниже я попробую рассказать о своих впечатления от выставки. Именно о впечатлениях, без подробного разбора участников. Руки у меня дошли до этого только сейчас, спустя три недели после мероприятия, так как в этот период пришлось проводить довольно много консультаций по ГПУ, к тому же ещё и дачный участок надо было подготовить к зиме, да и само "прилизывание" выставочных фотографий потребовало определённого времени.
2. Китайско-французско-российский двигатель Baudouin
У самого входа на выставку посетителей встречал большой стенд российско-китайского совместного предприятия КАМАЗ - WEICHAI, которое занимается сборкой газовых и дизельных двигателей Baudouin в Набережных Челнах (Татарстан) и в Тутаеве (Ярославская область).
КАМАЗ - WEICHAI: русский с китайцем - братья навек!
Двигатели Бауден (или "Бедуин", как шутят некоторые мои знакомые) имеют многонациональное происхождение:
1) Baudouin - это французская марка, которую купила китайская корпорация Weichai. При этом заявляется, что разработка двигателей осталась за французами (но доказательств не приводится никаких).
2) Основная часть комплектующих для этих двигателей производится в Китае. Хотя некоторые детали, как я понял, китайцы заказывают и в других странах.
3) В России собирают готовые двигатели из деталей, поступающих непосредственно из Китая. Причём, как я понял, основная сборка сейчас сосредоточена всё-таки в Тутаеве, а не в Татарстане.
На стенде было представлено два двигателя Baudouin - дизельный и газовый
Что интересно: и дизельные, и газовые "бедуиновские" двигатели собираются из наборов одинаковых комплектующих независимо от числа цилиндров. По сути дела, V-образный 12-цилиндровый Бауден - это соединённые вместе две рядные шестёрки с общим коленвалом. Конечно, есть некоторые особенности в зависимости от вида топлива, но их не так много. Таким образом, в этих двигателях реализована по максимуму идея модульности конструкции, а так же унификации запчастей для машин разной мощности. Что, конечно, очень большой плюс.
12-и цилиндровый V-образный дизель
Про дизель ничего сказать не могу: мне интересней машины, работающие на газу (ГПУ и ГТУ), так как я специализируюсь именно на них.
6-и цилиндровый рядный газопоршневой двигатель
Вот этот конкретный газовый Бауден, представленный на выставке, предполагается установить в качестве силового агрегата на железнодорожный локомотив (всего там будет два таких движка). Правда я не понял, будут ли эти двигатели использованы для непосредственного механического привода, или конструкторы хотят реализовать вариант с электрогенераторами и электродвигателями. Но самое интересное, что в качестве топлива планируется применять сжиженный природный газ (СПГ). Обратите внимание: именно сжиженный, а не компримированный. А это значит, что для хранения СПГ потребуются криогенные технологии, причём не только на самом локомотиве, но и по всей железной дороге во всех местах возможной дозаправки. Весьма дорогое решение. Интересно, как рассчитывали окупаемость?
Особенность: вентилятор установлен на самом двигателе
Наличие вентилятора с приводом от коленвала предполагает, что система охлаждения будет реализована по принципу обычной ДГУ, когда вертикальный радиатор закрепляется прямо перед двигателем на одной с ним раме. Однако такая схема хороша только для резервных дизелей, которые предназначены для непродолжительной эксплуатации. Если речь идёт о работе "на постоянку", то схема с вертикальными радиаторами требует мощной вентиляции помещения, в котором находится силовой агрегат, иначе он будет сильно перегреваться. Поэтому в "железнодорожном варианте" для охлаждения газового двигателя по уму следовало бы использовать схему с выносным радиатором, установленным на крыше локомотива (классическая схема обычной газопоршневой мини-ТЭЦ). Тогда вопрос с возможным перегревом двигателя снимется автоматически.
В рамках обзора выставки нет возможности детально вдаваться в конструкцию «бедуиновских» двигателей. Поэтому отмечу только те особенности, которые сразу бросаются в глаза:
Что мне однозначно нравится в "бедуинах", так это цвет двигателя. Просто обалденный!
Пластиковый короб воздушного фильтра как-то не внушает мне доверия
Пластиковый воздуховод и его крепление с помощью хомутов тоже не кажутся надёжными
Необходимо отметить, что КАМАЗ - WEICHAI разместил свой очень даже немаленький стенд на самом лучшем месте на выставке. Поэтому с посетителями проблем не было. Это серьёзная заявка на будущий успех.
На "бедуиновском" стенде было довольно оживлённо
Народ явно заинтересовался новыми для нашей страны двигателями
Представителя Baudouin из Тутаева замучили вопросами
Всем хотелось потрогать руками китайскую "неведомую зверушку"
ВЫВОД
Конечно, к китайским двигателям Бауден ещё очень много вопросов. С ними надо разбираться. Но в целом, это очень перспективная тема.
Ложка дёгтя в бочку мёда
То, что в РФ собираются китайские газовые и дизельные двигатели - это страшный позор для нынешней российской власти, которая за 30 лет почти полностью угробила отечественое машиностроение. Китайские ДВС лучше наших... В СССР такое никто даже в страшном сне представить не мог... ПОЗОРИЩЕ !!!
3. Сбощики "маленьких" ГПУ с двигателями MAN
В этом году выставке были очень хорошо представлены отечественные компании, занимающиеся пакетированием ГПУ с немецкими газовыми двигателями MAN. Я бы даже сказал, что в этот раз присутствовали почти все основные игроки данного сегмента рынка. В основном это, конечно же, питерцы.
а) Питерская МТ-Групп (Морская техника)
Как известно, МТ-Групп, которая является официальным представителем завода MAN в России, сама газопоршневые электростанции не собирает, а только продаёт всем желающим двигатели этого бренда. У меня даже сложилось впечатление, что на выставке Heat&Power-2021 Морская техника продвигала не себя саму, а скорее немецкую компанию MAN в целом.
Может показаться, что это стенд немецкой компании MAN. На самом деле это питерская МТ-Групп
Мне очень нравятся газопоршневые двигатели MAN. Но согласитесь, у китайского Baudouin цвет лучше!
б) Питерская компания ДВС-Ресурс
Ещё несколько лет назад ДВС-Ресурс занимался только техобслуживанием и ремонтом газопоршневых и дизельных электростанций. Но в последнее время мужики очень мощно взялись за пакетирование ГПУ с двигателями MAN. И у них это неплохо получается! За три года реализовано несколько интересных проектов. Причём сами движки закупаются у земляков - в питерской Морской технике. Кроме того, у питерцев сейчас хорошо пошло и пакетирование газопоршневых установок MTU. Я думаю, что на сегодняшний день в России по MTU надо работать именно с ДВС-Ресурсом. Это касается как покупки нового оборудования данной марки, так и последующего сервиса.
ДВС-Ресурс - это не только сервис ГПУ различных марок, но и собственная сборка
Представленная на стенде ДВС-Ресурса ГПУ с двигателем MAN привлекла внимание посетителей выставки
Газопоршневая установка MAN в комплектации от ДВС-Ресурса
в) Питерская ГК ТЕХ (опять питерцы !)
В этом году Группа компаний ТЕХ из Санкт-Петербурга решила выделиться и не привезла свою ГПУ MAN на выставку. Представляете, вот прямо так и стояли на стенде без газопоршневой установки!
На стенде ГК ТЕХ в этом году электроагрегата MAN не было
Однако обнаружилось, что именно отсутствие газопоршневой установки привлекало посетителей на данный стенд. Народ был заинтригован! Все пытались выяснить: почему ГК ТЕХ в этот раз без своей ГПУ? Ведь в прошлые годы они всегда выставлялись на Heat&Power с оригинальным немецким электроагрегатом на базе двигателя MAN.
Дело в том, что ТЕХ - это практически единственная в России компания, которая не покупает газовые двигатели MAN у Морской техники для последующей сборки своих ГПУ, а завозит из Германии готовые электроагрегаты (двигатель и генератор на общей раме). Причём используются двухопорные генераторы, как это традиционно принято у европейских сборщиков ГПУ. Тем самым обеспечивается немецкое качество конечного изделия. Хотя цена, конечно, получается несколько выше, чем у обычных отечественных пакетировщиков газопоршневых установок на базе двигателя MAN, купленного в Питере у МТ-Групп.
Потенциальный покупатель настроен весьма решительно и с пристрастием пытает представителя ГК ТЕХ
Необходимо учитывать, что ГК ТЕХ специализируется исключительно на сборке газопоршневых установок с двигателями MAN. Никакие другие движки не используются. Дизельными электростанциями эта компания тоже не занимается. Фокус только на ГПУ, и только на MAN. Такая узкая специализация даёт свои плоды: общее количество электроагрегатов, собранных данной фирмой за несколько лет работы на российском рынке, к концу 2021 г. превысило 80 штук. Очень неплохо!
г) Самарская компания Волгаэнергопром (ну, хоть кто-то не из Питера !)
ТСК Волгаэнергопром из Самары мне знакома уже несколько лет, так как мои минские партнёры ремонтируют для этой компании турбокомпрессоры Holset, Garrett и BorgWarner различных моделей.
Турбина Holset HE500FG до ремонта
Та же турбина после ремонта в Минске
Дело в том, что Волгаэнергопром специализируется на электроснабжении нефтяных месторождений. Для выработки электроэнергии компания использует довольно большой собственный парк дизельных электростанций. Причём работают самарцы не только у себя в Поволжье, но и на "северах" (например, в Когалыме). Соответственно, постоянно стоит задача по ремонту ДГУ, для решения которой в компании создана собственная сервисная служба. А где переборка дизелей, там и ремонт турбокомпрессоров. Почему турбины из Самары и Когалыма ремонтируют в Минске? Потому, что недорого и качественно. А доставка ТРК со склада в Москве на производство в Минске - всего лишь одна ночь. То есть перевозка на времени ремонта никак вообще не сказывается.
Но это я несколько отвлёкся.
В общем, поскольку Волгаэнергопром работает непосредственно на площадках, где добывается нефть, то вполне естественно, что возникла идея использовать для выработки электроэнергии в качестве топлива не солярку, а практически бесплатный попутный газ. Поначалу рассматривалось несколько вариантов генерирующего оборудования под ПНГ. Например, ко мне самарцы обращались как по поводу микротурбин Capstone (C30 и C65 неплохо зарекомендовали себя на попутном газе), так и за бывшими в употреблении ГПУ. Но, в конце концов, они решили своими силами собирать ГПУ на базе двигателей MAN, приобретаемых в уже упомянутой ранее Морской технике. В результате на сегодняшний день у компании Волгаэнергопром уже есть несколько реализованных проектов на попутном газе с использованием ГПУ MAN собственной сборки.
В этом году Волгаэнергопром удивил всех, поставив внутри выставочного павильона ГПЭС в контейнерном исполнении. Не масштабную модель, а именно настоящий контейнер с рабочей ГПУ внутри!
Эта не просто выставочный образец, а рабочая газопоршневая электростанция
Данная контейнерная ГПЭС собрана под конкретного заказчика
Лестница и площадка позволяют осмотреть оборудование на крыше контейнера
Крыша контейнера имеет ограждение по всему периметру
Самарцы привезли на Heat&Power-2021 не просто выставочный образец, а контейнерную газопоршневую электростанцию, собранную под конкретного клиента. Однако, что касается лестницы, площадки и ограждения на крыше контейнера ГПУ, то я думаю, что всё это было сделано именно "под выставку", так как такие "навороты" на обычных объектах используются не часто.
Двенадцатицилиндровый V-образный двигатель MAN, купленный в Морской Технике
Газовая линейка
На стенде Волгоэнергопрома было довольно оживлённо: активно шли переговоры
Вполне закономерно, что контейнерная ГПЭС привлекала много посетителей на стенд Волгаэнергопрома. Конечно, в основном это были просто любопытные, но и потенциальных покупателей, по всей видимости, тоже было немало.
4. Основные игроки российского рынка ГПУ
Если исключить ГПУ малой (менее 600 кВт) и очень большой (свыше 4,5 МВт) мощности, то в диапазоне от 600 кВт до 4,5 МВт около 80% российского газопоршневого рынка принадлежит компаниям Jenbacher, MWM и Caterpillar, которых я называю "Большой тройкой". Сейчас к этим лидерам активно пытается примкнуть и компания MTU. Давайте посмотрим, кто из этой четвёрки в этом году присутствовал на выставке.
а) MWM
Как обычно, у компании MWM был довольно большой стенд, на котором всегда много посетителей. Под конец второго выставочного дня там вообще образовалась очень тёплая и дружеская атмосфера.
На стенде MWM по традиции очень оживлённо
б) Jenbacher
Йенбахер, насколько я помню, в прошлых выставках Heat&Power участия не принимал (может быть за исключением прошлогодней, однако на ней я не был). Но теперь австро-американцы (не путайте с афро-американцами!) решили обозначить своё присутствие с помощью небольшого стенда. Что, в общем-то, и правильно: ГПУ Jenbacher в особой рекламе не нуждаются.
У компании Jenbacher всегда есть клиенты
в) Caterpillar
А вот Caterpillar традиционно на выставке Heat&Power не присутствует. Я бы сказал, что определённая логика в таком подходе тоже есть.
г) MTU
Компания MTU активно пытается увеличить свою долю на российском рынке газопоршневых установок. Поэтому, как и в прошлые годы, у эмтэушиников в этот раз был один из самых больших стендов на выставке. Однако, в отличие от прошлых лет, в этом году не было представлено ни одного реального электроагрегата. Присутствовали только масштабные модели ГПУ и ДГУ.
У MTU традиционно один из самых больших стендов на Heat&Power
Однако как-то немноголюдно было на стенде MTU в этом году. Может просто я неудачно зашёл?
В этом году вместо реальных ГПУ на стенде MTU были выставлены очень неплохие модели
5. Российские дистрибуторы мировых брендов ГПУ
Как известно, большинство европейских и американских производителей газовых двигателей и ГПУ не продают своё оборудование напрямую конечным пользователям, а работают с ними через официальных дистрибуторов. Некоторые из таких "официалов" были представлены на выставке.
а) Чешская компания Tedom (дистрибутор MWM)
Чехи уже не в первый раз участвуют в Heat&Power. Специалистам эта компания известна, прежде всего, как очень хороший пакетировщик газопоршневых электроагрегатов MWM. Кроме того, Тедом занимается сборкой ГПУ малой мощности (до 200 кВт) на базе собственной линейки газовых двигателей.
Чешская компания Tedom хорошо известна на российском рынке ГПУ
б) Компания Фито / Сервис Юнит
В начале 2021 года Фито удивила всех участников рынка, отказавшись от сотрудничества с компанией ГринТех Энерджи (один из российских официальных дистрибуторов ГПУ Jenbacher). Для работы в энергетике руководством Фито была создано абсолютно новое юрлицо. Из ГринТеха в "новорождённую" компанию перешло довольно много опытных сотрудников. Теперь у INNIO Jenbacher в нашей стране целых пять дистрибуторов плюс Ролт со своим статусом особого партнёра. Честно говоря, это уже перебор для нашего рынка газопоршневых установок. Покупателей на всех не хватит. Кому-то придётся уйти. И это точно будет не Макс Моторс.
Теперь у компании Фито есть свой собственный официальный дистрибутор Jenbacher
Очень красивые модели энергоцентров на Йенбахерах
У Фито сейчас в работе серьёзные проекты энергоцентров на несколько десятков мегаватт
Что-то мне подсказывает: Фито без заказов на ГПУ не останется
в) Компания 2G
Это весьма серьёзный германский пакетировщик газопоршневых электростанции в диапазоне единичной мощности от 20 кВт до 2,5 МВт. Сотрудники компании заявляют, что в их ГПУ используются газовые двигатели собственной разработки с высоким электрическим КПД. Однако есть у меня по этой части некоторые сомнения. Насколько я разобрался, на самом деле сейчас используются двигатели Liebherr, MAN и MTU. Может быть несколько модернизированные с целью повышения КПД. На оригинальную разработку, как я понял, может претендовать только двадцатицилиндровый газовый двигатель для электроагрегата мощностью 1 МВт. Однако к самой идее покупки ГПУ с данным двигателем у меня много вопросов.
На стенде компании 2G было совсем нескучно
Два года назад компания 2G выставлялась на Heat & Power вместе с Интмой, уже потерявшей на тот момент право на дистрибуцию Йенбахеров в России. В тот раз на выставке был представлен газопоршневый электроагрегат мощностью 500 кВт, вызвавший у публики, понятное дело, определённый интерес. А как по мне, так это был Liebherr G9512, только покрашенный в зелёный цвет.
В 2021 году оборудование на стенде 2G отсутствовало, однако посетителей было достаточно много. В ходе беседы с сотрудниками выяснилось, что за последнее время удалось продать четыре электроагрегата. Пожалуй, это довольно неплохо с учётом того, что компания только заходит на наш рынок, и к её продукции много вполне обоснованных вопросов.
Что же касается предлагаемых 2G на продажу "водородопоршневых" установок (ГПУ, использующие в качестве топлива водород), то эта тема не имеет в России абсолютно никаких перспектив. Пока всю "водородную энергетику" я воспринимаю как тяжёлый бред, навеянный европейской "зелёной повесткой". Это гораздо хуже, чем даже тема биогаза.
г) Компания ТЕХ-Крейт из Челябинска (партнёр Liebherr)
Челябинцы представили на своём стенде два газопоршневых электроагрегата Liebherr. Это уже не первое знакомство отечественной публики с продукцией данной германской фирмы. Немцы дважды (в 2018 и 2019 гг.) привозили на Heat & Power свои газовые двигатели. Причём в 2018 состоялась российская премьера совершенно нового на тот момент 20-цилиндрового движка для ГПУ мощностью в 1 МВт.
Немецкий (хотя более правильно говорить - международный) концерн Либхерр хорошо известен очень качественным оборудованием самого разного назначения - от холодильников и ветряков до подъёмных кранов и карьерных самосвалов. Основная особенность заключается в том, что такая громадная компания до сих пор остаётся семейным предприятием, что позволяет заниматься долгосрочным планированием и не обращать внимания на сиюминутные "хотелки" портфельных инвесторов по росту стоимости акций и размеру ежегодных дивидендов.
Вполне логично, что для своей техники концерн сам производит дизельные двигатели. Следующим шагом было создание на базе этих дизелей уже газовых движков. Пока линейка небольшая и включает всего четыре модели для ГПУ с электрической мощностью 150, 220, 500 и 1000 кВт. Именно для продвижения этого оборудования на российский рынок Либхерр дважды участвовал в выставках Heat & Power.
В отличие от прошлых лет, в этом году газопоршневые двигатели Liebherr представляла не сама компания-производитель, а её челябинские партнёры. И это совершенно неслучайно. Дело в том, что ТЕХ-Крейт - это практически единственный российский пакетировщик ГПУ, который на сегодняшний день реально работает с Либхерами. Уже реализовано несколько проектов, в том числе и на G9620. Однако помимо либхеровских движков, челябинцы используют для сборки своих мини-ТЭЦ газовые двигатели КАМАЗ и MAN.
По факту, кроме ТЕХ-Крейт сейчас в России с газовыми двигателями Либхерр больше никто не работает
На стенде было представлено два газопоршневых электроагрегата цвета "мокрый асфальт"
Электроагрегат с 20-цилиндровым газовым двигателем Liebherr G9620 (мощность 1000 кВт)
Электроагрегат с 12-цилиндровым газовым двигателем Liebherr G9512 (мощность 500 кВт)
О реальном опыте эксплуатации в нашей стране ГПУ с двигателями Либхерр известно пока мало. Просто самих проектов ГПЭС на них реализовано совсем немного. Конечно, исходя из очень хорошей репутации производителя, следует ожидать высокой надёжности оборудования. С другой стороны, возникает вопрос: почему ООО «Либхерр-Русланд» на свой ремонтно-складской комплекс, расположенный в Подмосковье (пос. Жаворонки на Минском шоссе), для выработки электроэнергии до сих пор не поставило газопоршневые электроагрегаты Liebherr? Это мог бы быть прекрасный объект, который следовало бы показывать всем потенциальным клиентам того же ТЕХ-Крейта. Однако там до сих пор эксплуатируется энергоцентр на микротурбинах Capstone (6 или 8 штук С65, если я правильно помню). Помнится, году так в 2011-2012 я туда пару раз сам возил потенциальных клиентов, когда занимался продажами Капстоунов в БПЦ-Инжиниринг.
6. Комплектующие и запчасти для ГПУ
а) Теплоутилизаторы Boiler из Орехово-Зуево
Очень приятное впечатление оставила о себе продукция компании BOILER, выпускающей теплообменники самого разного назначения, включая утилизаторы тепла выхлопных газов для ГПУ. Очевидно, что данный производитель предлагает качество мирового уровня.
На заводе в Орехово-Зуево выпускаются очень качественные теплоутилизаторы
б) Глушители от московской компании Экоэнерготех
Отличным дополнением к утилизаторам тепла из Подмосковья могут стать глушители шума выхлопа, которые производятся в Москве. Фирма Экоэнерготех выбрала для себя очень специфическую рыночную нишу - выхлопные газы ДГУ и ГПУ. Однако именно такая узкая специализация позволяет добиваться успеха. Помимо мощных глушителей компания предлагает катализаторы для нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопе поршневых двигателей.
Экоэнерготех производит глушители и нейтрализаторы выхлопа
Мощный глушитель шума выхлопа в разрезе
в) Запчасти для ГПУ от испанской компании RS Motor
Испанцы продают оригинальные и OEM запасные части для газопоршневых двигателей Jenbacher, MWM (Deutz) и Guascor (Siemens). Это предложение может быть очень интересно с точки зрения снижения эксплуатационных затрат для ГПЭА, на которые истёк гарантийный срок, и которые не обслуживаются у официальных сервис-партнёров заводов-производителей. Особенно в случае, если речь идёт о восстановлении б/у ГПУ.
Запчасти для ГПУ из Испании, оригинальные и OEM
7. Энергосервисная компания ЦЭСР из Челябинска
Очень приятным получилось общение с представителями челябинского Центра ЭнергоСервисных Решений. Это очень увлечённые люди, которым явно нравится заниматься газопоршневыми установками. Работают они, пожалуй, в самом неблагодарном сегменте отечественного рынка ГПУ - с переделанными под природный газ дизелями ЯМЗ и ТМЗ. Причём специалисты ЦЭСР не ограничиваются банальной адаптацией топливной системы и системы управления, а идут гораздо дальше, внося изменения в механику двигателя. Например, мне были продемонстрированы специальные "газовые" клапаны, которые устанавливаются в головки цилиндров ЯМЗ вместо оригинальных "дизельных".
Челябинский ЦЭСР реализует энергосервисные проекты на ГПУ с двигателями ЯМЗ и ТМЗ
Ещё одна особенность работы челябинцев - реализация энергосервисных проектов на ГПУ по арендной схеме. При этом ЦЭСР несёт ответственность за работу своего оборудования в течение 5 лет и более. Пожалуй, это самый правильный подход в случае использования дизельных движков ЯМЗ и ТМЗ, переведённых на газовое топливо.
8. Газовые турбины
По традиции на Heat&Power выставляются "газопоршневики" и " котельщики". "Турбинщиков" на этой выставке всегда очень мало. В этом году было всего две фирмы "газотурбинного" направления.
а) Компания АРМАН ЭНЕРГО (и снова из Питера !) - новый российский дистрибутор Capstone
Питерская фирма Арман Энерго совсем недавно получила от Капстоуна дистрибуцию на российский нефтегазовый сектор взамен пермской компании МТИ-Сервис, которая явно не оправдала надежд американцев на рост продаж микротурбин. Питерцы входят в одну группу вместе Synergy Astana - официальным дистрибутором Capstone в Казахстане.
Руководству Группы компаний «АРМАН» явно удалось найти правильный подход к начальникам казахской газовой отрасли, в результате чего были реализованы очень интересные проекты по энергоснабжению линейной части газопроводов. Причём не только на микротурбинах С30 и С65, но и на энергоблоках C1000S. Масштаб этих проектов вполне сопоставим с работой БПЦ-Инжиниринг в России в период 2009 - 2014 годов. Безусловно, результаты ГК Арман по продажам Капстоунов казахским газовикам достойны уважения и заслуживают самой высокой оценки.
По всей видимости, высший менеджмент Capstone рассчитывает, что успехи Synergy Astana в Казахстане помогут Арман Энерго поднять продажи и в российской "нефтянке". Однако есть у меня по этой части определённые сомнения. Во-первых, что-то мне подсказывает, что умение договариваться с казахскими газовыми начальниками совсем не обязательно приведёт к успеху при работе с руководством департаментов энергетики таких компаний, как Роснефть или Лукойл. Во-вторых, отечественные нефтегазовые компании уже досыта наелись микротурбинными энергоблоками Capstone C600, C800 и C1000. Например, в той же Башнефть-Добыче репутация у этого оборудования очень сильно подмочена. А на "маленьких" микротурбинах С30 и С65, которые в российской нефтянке зарекомендовали себя очень неплохо, особого роста продаж не покажешь при всём желании.
В 2021 году продажи Арман Энерго в российской нефтянке равны нулю
Пока успехи Арман Энерго на российском рынке ограничиваются всего одним проектом, причём очень далёким от нефтегазового сектора. Это поставка 7 микротурбин С65 для энергоснабжения стрельбища Лисья нора в Дмитровском районе Московской области (принадлежит липецкому металлургическому магнату Владимиру Лисину). Этот проект компании Арман Энерго удалось отобрать у другой питерской компании, Электросистемы, которая как раз и является официальным дистрибутором Capstone по Центральному федеральному округу. Представляю, какая грызня была между питерцами за этот проект! Данный случай ещё раз подтверждает тот факт, что внутривидовая конкуренция гораздо более жёсткая, чем межвидовая.
б) ГТУ OPRA
Уже традиционно на Heat & Power выставляется голландский производитель газовых турбин OPRA в лице своего российского представительства. Конечно, такая последовательность заслуживает глубочайшего уважения. Но, честно говоря, никаких перспектив по новым продажам на нашем рынке я у Опры не вижу. Тема умерла ещё лет 10 назад, когда руководство БПЦ Инжиниринг вусмерть разругалось с голландской Опрой из-за качества продукции и отказалось от дальнейшей работы с этой компанией. Однако Опра до сих пор жива (её купила китайская корпорация Dalian Energas), а вот компания БПЦ Инжиниринг уже скоро 5 лет как прекратила своё существование.
Я не вижу перспектив новых продаж голландских ГТУ OPRA в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
К сожалению, мне удалось пообщаться далеко не со всеми компаниями, которые выставлялись на Heat & Power в 2021 году. Например, с "котельщиками" вообще не удалось поговорить. Не получилось обсудить с представителями MWM новый модельный ряд TCG 3020. Просто не хватило времени. Так всегда получается. Приезжаешь на выставку часа на полтора-два, чтобы просто посмотреть, кто и что привёз. Не успеваешь оглянуться, как уже прошло 6 часов, и уже пора уезжать домой.
Но выставка в этом году мне однозначно понравилась! Надеюсь, что в следующий раз она будет ещё лучше! Главное, чтобы в следующем году на выставке не было людей в масках. А то я не могу узнать некоторых персонажей.