б/у ГПУ С ДВИГАТЕЛЯМИ Perkins 4000-й СЕРИИ

РАСПРОДАЖА ПЕРКИНСОВ

БЫВШИЕ В УПОТРЕБЛЕНИИ ГАЗОПОРШНЕВЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

НА БАЗЕ ДВИГАТЕЛЕЙ PERKINS 4006, 4008, 4012 и 4016

Пока хороших предложений нет

К сожалению, на сегодняшний день нет ни одного реально интересного предложения на бывшую в эксплуатацию ГПУ данной модели. Однако, ситуация может измениться в любой момент. Оставьте мне заявку. Я постараюсь найти интересующее вас оборудование через своих партнёров в Европе и в России.
 

Заявка на индивидуальный подбор б/у газопоршневой установки

Совершенно неожиданно необходимый вам подержанный электроагрегат может быть выставлен на продажу. И тогда будет очень важно успеть первому обратиться к продавцу оборудования.
Поэтому оставляйте мне заявку на б/у ГПУ, заполнив форму запроса. Как только появится достойный внимания вариант, я вам сообщу.
Кроме того, вы можете связаться со мной по указанным ниже контактам. Пишите на электронную почту в любое время. Звоните в рабочие дни с 09:00 до 18:00 по московскому времени.
КОНТАКТЫ:
 

ГПУ на двигателе Perkins - идеальный эконом-вариант для российских условий

4000-я серия

Газовые и дизельные двигатели Perkins 4000-й серии собираются на заводе в городе Stafford. Это самый центр Англии. Предприятие было серьёзно модернизировано в 2013 году и считается одним из наиболее передовых. На нём работает около 800 человек.
4000-я серия является самой мощной среди всех двигателей Перкинс. В неё входят рядные 6- и 8-цилиндровые двигатели (модели 4006 и 4008), а так же V-образные 12- и 16-и цилиндровые (4012 и 4016).
Все четыре указанные типоразмеры выпускаются в дизельных и газовых вариантах. Однако электростанции на дизельных двигателях являются более мощными, чем на однотипных газовых. Например, ДГУ на базе 4016-61TRG3 в режиме базовой нагрузки (при постоянной работе) выдаёт 1440 кВт электрической мощности. А в режиме stendby (то есть в качестве резервного источника) это уже 2000 кВт.
Аналогичная ГПУ с газовым двигателем Perkins 4016-61TRS2 имеет номинальную мощность 1000 кВт. Но опыт показывает, что лучше её не нагружать постоянно более чем на 85-90%. Таким образом, ГПЭС получается почти в два раза слабее, чем ДЭС на точно таком же движке объёмом 61 л.

ГПУ на Перкинсах в мире и в России

Сразу необходимо отметить, что сама компания Perkins газопоршневыми электроагрегатами как законченными изделиями не занимается. Данная фирма производит только дизельные и газовые двигатели. Сборку ДГУ и ГПУ на их базе осуществляют специализированные фирмы-пакетировщики. Самая известная из них - PG Wilson (Великобритания), которая, как и сам Perkins, сейчас принадлежит американской корпорации Caterpillar. Помимо английского Вилсона дизельные и газовые генераторы на Перкинсах собирают много самых разных пакетировщиков по всему миру.
В нашу страну газопоршневые установки с двигателями Perkins поставлялись, в основном, именно английской сборки от компании PG Wilson. Их продажей занимались такие российские фирмы как Хайтед, Президент-Нева, Электросистемы и АДД .
Кроме того, довольно много аналогичных ГПУ у нас ввела в эксплуатацию словацкая компания Elteco (оборудование продавалось под торговой маркой Petra).
Пик интереса к газовым электростанциям на Перкинсах в России пришёлся на 2000-е годы. Однако, начиная примерно с 2010 года, спрос стал смещаться в сторону более мощных моделей других фирм. Эта тенденция усилилась после скачка курса EUR и USD в 2014 году. В 2015 - 2021 годах газопоршневые установки с перкинсовскими движками продавались гораздо хуже, чем аналогичные машины конкурентов.
Такое положение связано с тем, что все газовые двигатели Perkins, честно говоря, не являются шедевром инженерной мысли. Очевидно, что Jenbacher, MWM и Caterpillar предлагают покупателям более совершенное в техническом плане оборудование. Кроме того, ГПУ на Перкинсах никогда не использовались в российской нефтянке, так как данный производитель не гарантирует работу своих двигателей на попутном газе. Поэтому в нефтяном секторе этих машин у нас нет.
Но это совсем не значит, что ГПУ на базе Perkins плохие. На самом деле это вполне нормальный средний уровень и понятное европейское качество. При должном техническом обслуживании такие ГПЭС работают очень даже прилично. Важен и тот факт, запчасти для них заметно дешевле, чем для конкурирующих марок.

Газопоршневые установки для не слишком богатых клиентов

В целом об электростанциях с газопоршневыми двигателями Perkins можно сказать, что они всегда выступали как недорогая альтернатива для тех заказчиков, которые по финансовым причинам не могли приобрести более совершенное оборудование. Выгода часто была не такой уж и большой, например, до 50 тыс. EUR на один электроагрегат, однако для многих покупателей и это уже было серьёзной экономией. Кроме того, сервис движков этой марки всегда обходился заметно дешевле, чем для аналогов других заводов.
И все же, становясь богаче, некоторые покупатели переключались с Перкинсов на более совершенные и дорогие модели газовых электростанций.
Например, компания Тандер (сеть магазинов Магнит) во второй половине 2000-х годов использовала словацкие ГПУ Petra с двигателями Perkins. А вот после 2010 года новые мини-ТЭЦ Тандер строил, в основном, уже на базе электроагрегатов компании MWM. Или тот же энергоцентр в пос. Октябрьский (Нижний Новгород). Вначале в 2006 году там поставили две ГПУ Petra 1250 с двигателем Perkins 4016 Е61-TRS. А через три года - более "продвинутый" электроагрегат MTU мощностью 1,6 МВт.
Газопоршневые электростанции на Перкинсах - это для экономных покупателей ­
Газопоршневые электростанции на Перкинсах - это для экономных покупателей ­
ВЫВОД:
Газопоршневые установки с двигателями Perkins всегда являлись бюджетным вариантом для тех российских покупателей, которые не могли позволить себе приобрести более современные и дорогие ГПУ других производителей. Данные электроагрегаты не самые совершенные, но при должном обслуживании вполне приемлемы для эксплуатации в российских условиях. Причём затраты на сервис для Перкинсов всегда были и будут оставаться меньше, чем для конкурирующих марок.

Три поколения 16-цилиндровых газовых двигателей

Вторая половина 90-х годов: Perkins 4016TESI

Классическая версия

Это был самый первый 16-цилиндровый V-образный газовый двигатель компании Перкинс, разработанный на базе дизеля с рабочим объёмом 61 л. Его механическая мощность составляла 842 кВт, что позволяло обеспечить электрическую мощность ГПУ 800 кВт. Предлагался Perkins 4016 TESI в двух вариантах - со степенями сжатия 9,5:1 и 11,5:1. В свою очередь каждая из этих версий имела по две модификации - с высокой и низкой концентрацией вредных веществ в выхлопных газах.

Степень сжатия 9,5:1 - под нестандартные газы

Эти двигатели были предназначены для работы на газе с относительно низкими метановым числом (от 65 и выше) и небольшой теплотворной способностью (от 8,81 кВт*ч/куб.м). При этом допускалось довольно высокое содержание этана (до 6%) и пропана до (2%).
Модификации:
4016TESI 200LC - с выбросами NOx до 200 г/ГДж, что заметно выше нормативов TA-Luft.
4016TESI 140LC - с выбросами NOx до 140 г/ГДж, что соответствует верхней границе TA-Luft 500 мг/куб.м.

Степень сжатия 11,5:1 - под стандартный British Natural Gas

Данный вариант двигателя работает на газе с достаточно высокими метановым числом (свыше 80) и теплотворной способностью (от 9,44 кВт*ч/куб.м). Однако содержание этана должно быть относительно небольшим - до 4,5 %, а пропана - менее 1%.
Модификации:
4016TESI 140HC - с выбросами NOx до 140 г/ГДж, что соответствует верхней границе TA-Luft 500 мг/куб.м.
4016TESI 90HC - с выбросами NOx до 90 г/ГДж, что соответствует половине нормы TA-Luft, 250 мг/куб.м.
Все 4 типа двигателя имели одинаковую номинальную мощность, но разные КПД и расход газа. Зависимость следующая: чем больше выбросы оксида азота, тем меньше расход топлива и выше КПД.

Perkins 4016TESI.pdf

Размер файла: 127.19 кб

Тех. характеристики Perkins 4016TESI

Скачать

Pekins 4012&4016TESI.pdf

Размер файла: 879.75 кб

User's handbook

Скачать

Некоторые интересные особенности

На Perkins 4016 TESI устанавливались по две турбины Schwitzer S500 (Perkins SE652CB), за исключением модификации 140HC, на которую ставили турбокомпрессоры от английского бренда Garrett. Помимо электрического стартера предусматривалась возможность использования воздушного стартера Ingersoll-Rand SS815.
На базе модификации 4016TESI 200LC со степенью сжатия 9,5:1 компания FG Wilson собирала газопоршневой электроагрегат PG1000B мощностью 800 кВт, который широко предлагался на российском рынке самыми разными поставщиками.
Необходимо отметить, что хотя двигатели Perkins 4016TESI имели, прямо скажем, не очень высокий коэффициент полезного действия (а, значит, повышенный расход топлива), но они были наименее форсированными из всей последующей серии. А значит и самыми надёжными.

Начало 2000-х годов: Perkins 4016-E61TRS

Форсаж движка на 25 %

В 2000 году 16-цилиндровый газовый двигатель Перкинс был серьёзно модернизирован, в результате чего его механическая мощность возросла с 842 до 1042 кВт, то есть ровно на 200 кВт. А это не хухры-мухры, а почти 25-процентное форсирование при неизменном рабочем объёме в 61 литр!
Повышению мощности способствовало использование вместо двух "маленьких" турбин Schwitzer S500 одного большого чешского турбокомпрессора PTR-180 от компании PBS turbo. Кроме того, промежуточный охладитель топливной смеси (интеркуллер) сделали двухступенчатым. Степень сжатия подняли с 11,5:1 до 12:1.
В результате всех этих изменений электрическую мощность газопоршневых установок с новым двигателем Perkins 4016-E61TRS удалось увеличить с 800 кВт до 1000 кВт при cos φ = 0,8 (или 1008 кВт при cos φ = 1). Очень заметный прирост!
Само собой, такая модернизация повлекла некоторое увеличение стоимости готового изделия. Хотя бы потому, что под вторую ступень интеркуллера потребовался отдельный выносной радиатор.
Турбина PBS turbo PTR-180 после ремонта
Турбина PBS turbo PTR-180 после ремонта

Две версии двигателя

Новый форсированный двигатель предлагался в двух вариантах:
  • под генерацию только электроэнергии;
  • под когенерацию, то есть для совместной выработки электроэнергии и тепла.
На практике эти две версии различались только объёмом выбросов оксидов азота, расходом топлива и коэффициентом полезного действия. В механике никаких различий не было, так как разница в характеристиках обеспечивалась за счёт регулировок электронной системы управления.
Сразу необходимо обратить внимание, что обе модификации Perkins 4016 Е61-TRS были предназначены для эксплуатации только на стандартном British Natural Gas с метановым числом не менее 75.

Workshop manual Perkins 4016-E

Размер файла: 2.40 мб

Workshop manual

Скачать

User's handbook Pekins 4016-E6

Размер файла: 687.22 кб

User's handbook

Скачать

1 вариант. Выработка только электроэнергии

Такой двигатель имел выбросы NOx, пониженные до 1/2 нормы TA-Luft (250 мг/куб.м). Номинальный расход газа составлял 284 куб.м/ч (при теплотворной способности 9,3 кВт*ч/куб.м), механический КПД был равен 39,5%, поэтому и электрический КПД у ГПУ был довольно низким - всего 38,2 %.
Как я понимаю, данная версия двигателя была сделана специально под запросы компании FG Wilson, которая, как и сам Perkins, входит в корпорацию Caterpillar. Дело в том, что этот пакетировщик собирает часть своих газопоршневых электроагрегатов в "дизельной" компоновке, при которой вертикальный радиатор охлаждения жёстко закреплён на одной раме с двигателем и генератором. Такая схема позволяет существенно снизить себестоимость оборудования.
Однако подобная конструкция системы охлаждения изначально не предусматривает возможность утилизации тепла. Конечно, потом при желании тепловую схему ГПУ можно переделать под когенерацию, но такая модернизация потребует дополнительных затрат. При этом, скорее всего, вертикальный радиатор всё равно придётся заменить на нормальный выносной.

4016-E61TRS.pdf

Размер файла: 131.67 кб

Тех.характеристики Perkins 4016-E61TRS

Скачать

"Дизельная" компоновка плоха ещё и тем, что тепло от радиатора выбрасывается в то же помещение, в котором находится и сам электроагрегат. Соответственно возникает проблема отвода тепла из этого помещения, для чего требуется мощный воздухообмен (иначе двигатель быстро перегреется).
Чтобы избежать заморочек с вентиляцией, газопоршневую установку монтируют таким образом, чтобы вертикальный радиатор был расположен вплотную к стене здания или контейнера, в которой делают специальный проём, прикрытый жалюзи. В этом случае тепло от радиатора выбрасывается сразу наружу.
Но с инженерной точки зрения такое решение всё равно является не самым удачным. По уму лучше сразу поставить выносной радиатор.

PG1250B(GB).pdf

Размер файла: 200.27 кб

Тех.характеристики FG Wilson PG1250B

Скачать

PG1250B.pdf

Размер файла: 188.63 кб

Тех.характеристики FG Wilson PG1250B

Скачать

Компания FG Wilson - это единственный известный мне пакетировщик, который на базе двигателя Perkins 4016 Е61-TRS собирал свои газопоршневые электростанции в "дизельной" комплектации с вертикальным радиатором (модель PG1250B). Наверное, где-то за границей есть спрос на такие ГПЭС. Может быть, под компенсационные мощности для возобновляемой энергетики на базе солнечных батарей и ветряков. Отсюда и пониженные выбросы оксида азота. Вроде как получается незагрязняющая воздух экологически чистая газовая электростанция для выработки "зелёной" электроэнергии. В общем, "пчёлы против мёда" и "рок против наркотиков".
Но в России данный вариант PG1250B особо не прижился ввиду неудобства эксплуатации в наших условиях. Хотя, конечно же, были случаи, когда ушлые продавцы разводили на такую покупку некоторых жадных клиентов, соблазнив их относительно низкой ценой ГПУ, и не объясняя, за счёт чего такое удешевление достигнуто. Причём были случаи, когда уже после начала эксплуатации этих мини-ТЭЦ схему охлаждения всё равно приходилось переделывать под выносной радиатор.

2 вариант. Выработка электроэнергии и тепла

У данной версии двигателя выбросы NOx соответствуют верхней границе TA-Luft (500 мг/куб.м), но при этом расход газа понижен до 277 куб.м/ч (при теплотворной способности 9,3 кВт*ч/куб.м), а механический КПД равен 40,5%, в результате чего электрический КПД у ГПУ увеличен до 39,2 %.
Эта модификация двигателя Perkins 4016 Е61-TRS была изначально создана под работу совместно с системой теплоутилизации и радиаторами. В основном именно она и стояла на газопоршневых электростанциях PG1250B (сборка FG Wilson) и Petra 1250 (сборка словацкой компании Elteco), поставлявшихся в Россию начиная с середины 2000-х годов. В общей сложности таких электроагрегатов в нашей стране работало не менее четырёх или пяти десятков.
Например, две вилсоновские машины до последнего времени эксплуатировались на Тверьстеклопластике, а элтековские до сих пор ещё задействованы на Норском керамическом заводе. Однако на ряде объектов подобные электроагрегаты уже остановлены, так как они подошли к проведению капремонтов, а владельцы пока не выделяют деньги на эти цели (есть смысл выкупить по дешёвке!).
Petra 1250 с двигателем Perkins 4016-Е61TRS в энергоцентре пос. Октябрьский, 2006 г.
Petra 1250 с двигателем Perkins 4016-Е61TRS в энергоцентре пос. Октябрьский, 2006 г.

После 2008 года: Perkins 4016-61TRS1 и 4016-61TRS2

Возврат к двум турбинам

Примерно в 2008 году 16-цилиндровый газовый двигатель Перкинс был вновь модернизирован. В конструкцию двигателя были внесены заметные изменения.
В частности, система наддува была обратно переделана под два турбокомпрессора. На этот раз были использованы турбины Mitsubishi TD13L (Perkins SE652CQ). Возможно, это было связано с тем, что чехи сняли с производства свою модель PTR-180.
В любом случае, данный шаг позволил несколько удешевить обслуживание ГПУ. В отличие от чешской турбины, TD13L применяется довольно широко на обычных дизелях. Поэтому китайцы выпускают для неё "неоригинальные" ремкомплекты, которые ничуть не хуже "родных". В результате стандартный ремонт двух мицубишевских турбокомпрессоров стоит примерно 120 тысяч рублей + НДС 20% (на январь 2022 г.). А такой же ремонт для одной PTR180 у питерского официального партнёра компании PBS turbo будет стоить гораздо дороже - от 4,5 - 5 тыс. EUR и выше.
Необходимо отметить, что модернизированный двигатель сохранил прежние рабочий объём 61 л и степень сжатия 12:1. Однако выпускается он в двух вариантах с разной механической мощностью. Причём никаких конструктивных отличий нет, всю разницу в мощности обеспечивает только электронная система управления. Таким образом, мощность у движков разная, а стоимость одинаковая. Парадокс, однако...
Турбина Mitsubishi TD13L после ремонта
Турбина Mitsubishi TD13L после ремонта

1) 4016-61TRS1 с механической мощностью 912 кВт

Электрическая мощность ГПУ с этим двигателем может составлять до 875 кВт. Данный вариант предлагается на замену самой первой и нефорсированной модели 4016TESI (мощность 842 кВт).

2) 4016-61TRS2 с механической мощностью 1042 кВт

Эта модель предназначена для замены форсированного двигателя Perkins 4016-E61TRS. Однако механическая мощность у неё осталась прежней, поэтому не изменилась и электрическая мощность ГПУ, которая составляет 1000 кВт при cos φ = 0,8.
Очевидно, что форсированный вариант двигателя имеет несколько больший износ механики. На это прямо указывает и содержащаяся в Руководстве по эксплуатации рекомендация проводить ремонт или замену головок на TRS1 через каждые 16 000 ч наработки, а на TRS2 - через 12 000 ч.
На самом деле и другие детали более мощной версии двигателя будут изнашиваться быстрее, а значит, и подлежат они более частой замене. Это просто законы физики, которые подтверждаются повседневной практикой. А потому форсированные двигатели надо беречь и не гонять постоянно на максимальной нагрузке. И тогда они будут служить вам очень долго.
Газопоршневой двигатель Perkins 4016-61TRS2 на ГПУ мощностью 1000 кВт
Газопоршневой двигатель Perkins 4016-61TRS2 на ГПУ мощностью 1000 кВт

Отличия по выбросам

Как и в случае с предыдущими поколениями двигателей, обе модели Perkins 4016-61TRS1 и -61TRS2 предлагаются в модификациях с разным объёмом выбросов оксида азота.
1) Двигатель под генерацию только электроэнергии
Выбросы не превышают 1/2 нормы TA-Luft, то есть 250 мг/куб.м. Данный вариант делают специально для компании FG Wilson под пакетирование ГПЭС в "дизельной" компоновке, то есть без СУТ.
2) Двигатель под когенерацию (электроэнергия + тепло)
Выбросы менее 500 мг/куб.м, что вписывается в норму TA-Luft. В этом виде двигатель используется в обычных ГПУ с выносным радиатором. Самый правильный подход для любой мини-ТЭЦ.

Perkins 4016-61TRS1и2.pdf

Размер файла: 257.77 кб

Perkins 4016-61TRS1 и 2

Скачать

Руководство Perkins 4016-61TRS

Размер файла: 1.25 мб

Руководство

Скачать

Эксплуатация в России

Газопоршневых установок на Perkins 4016-61TRS1/2 в России было продано относительно немного. Например, та же компания Элтеко после 2010 г. старалась использовать в своих проектах уже более мощные ГПЭС на электроагрегатах MWM.
Поэтому завозились к нам такие ГПУ, запакетированные преимущественно FG Wilson (хотя были, конечно, и аналогичные машины от других сборщиков). Причём популярностью пользовалась только модель PG1250B2 мощностью 1000 кВт на двигателе TRS2.
О продажах в нашей стране ГПУ PG1080B2 мощностью 864 кВт на базе TRS1 мне вообще ничего не известно. Такая ситуация вполне объяснима. Ведь на PG1250B2 и PG1080B2 стоят практически одинаковые двигатели, поэтому и цены на эти ГПУ почти один в один.

PG1080B2.pdf

Размер файла: 407.59 кб

Тех.характеристики FG Wilson PG1080B2

Скачать

PG1250B2.pdf

Размер файла: 282.44 кб

Тех.характеристики FG Wilson PG1250B2

Скачать

После 2015 г. продажи ГПУ на двигателях Perkins 4016 в России очень сильно просели. Это касается электроагрегатов не только вилсоновской сборки, но и оборудования всех прочих пакетировщиков. Сейчас покупают не более 5 - 10 новых машин в год, а то и меньше. Спрос сместился в сторону более интересных моделей конкурентов, например того же Jenbacher J320 мощностью 1064 кВт, у которой существенно выше ресурс до капремонта (80 000 ч против 64 000 ч) и заметно лучше электрический КПД (40,8 % против 39,3 %).

Чем так хороши подержанные электростанции на Perkins 4016

Реальное преимущество - недорогие запчасти

Есть в нашей стране и настоящие фанаты Перкинсов. Они готовы покупать б/у ГПУ с этими движками практически в любом состоянии. Причина в том, что СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ И СЕРВИСА ДЛЯ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ PERKINS ЗАМЕТНО ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ У КОНКУРЕНТОВ.
Например, то же Jenbacher J320 - очень хорошая машина. Но вот только средний ремонт на ней на 40 000 ч будет стоить вам около 150 - 160 тыс. EUR. А капремонт на 80 000 ч в объёме Long Block с вывозом на завод в Австрию - уже не менее 250 тыс. EUR.
Для сравнения: двигатель Perkins 4016-61TRS2 в 2020 году можно было купить за 164 тыс. EUR с НДС. И это не запчасти! Указанные 164 тыс. EUR - это стоимость совершенно нового движка в сборе, причём уже в России! Теперь вы понимаете разницу в стоимости сервиса между Перкинсом и другими производителями?

Бывшие в употреблении ГПУ на Perkins 4016 стали дефицитом !

Таким образом, с учётом дешёвых запчастей наибольший интерес сейчас представляют именно б/у газопоршневые электроагрегаты на базе любых модификаций двигателя Perkins 4016. Конечно, если они находятся в более-менее приличном состоянии и продаются по адекватной цене. Такую машину можно относительно недорого восстановить и в дальнейшем эксплуатировать с минимальными затратами.
К сожалению, подержанных ГПУ на базе Perkins 4016 на вторичном рынке в Западной Европе сейчас практически нет. Если что-то и появляется, то всё сразу сметают. Проще такую машину можно найти у нас в России. Главное, чтобы она не была ушатанной в хлам.
В России есть настоящие фанаты ГПУ на базе Perkins 4016
В России есть настоящие фанаты ГПУ на базе Perkins 4016

Только не надо перегружать движок! И будет вам счастье!

Главное при эксплуатации б/у Perkins 4016 - помнить, что изначально этот газовый двигатель с рабочим объёмом 61 л был предназначен для ГПУ с электрической мощностью 800 кВт. Поэтому электростанции на 1000 кВт с форсированными версиями данного движка желательно грузить не более, чем на 75 - 85% от номинальной мощности, т.е. на 750 - 850 кВт. В этом случае машина будет работать в щадящем режиме, при котором снижается механический износ деталей и узлов. В результате вы сможете серьёзно сэкономить на запчастях при проведении ремонтов "по фактическому состоянию".

Как правильно восстановить б/у ГПУ с двигателем Perkins

В подавляющем большинстве случаев любые бывшие в употреблении газопоршневые электроагрегаты перед началом эксплуатации на новом месте необходимо отремонтировать. При этом объём работ зависит от реальной "убитости" двигателя, которая в свою очередь определяется фактической наработкой и качеством предыдущего сервиса.

Оценка реального состояния бывшего в эксплуатации движка

Для любой б/у ГПУ самый главный вопрос - состояние двигателя. Реальное положение, естественно, можно оценить только полностью разобрав его и проведя дефектацию с целью определения перечня деталей и узлов, подлежащих замене при проведении ремонта.
Обязательно необходимо выяснить, кто раньше делал сервис. Если электростанцию привезли из Европы, то следует учитывать, что там сервисом в большинстве случаев занимаются "официалы", а не более дешёвые независимые организации. При этом авторизированный сервис делает абсолютно все виды работ, вплоть до таких элементарных операций, как замена масла, фильтров и свечей. Вполне ожидаемо, что при данном подходе даже двигатель с солидной наработкой может быть во вполне приличном состоянии.
В нашей стране, как только заканчивается гарантийный срок на ГПУ, так для проведения ТО и ремонта оборудования часто привлекают кого угодно, лишь бы подешевле. Ну, а масло, фильтры и свечи наши люди вообще привыкли менять самостоятельно, силами постоянного персонала электростанции. Поэтому б/у ГПУ из России может быть в гораздо худшем состоянии, чем аналогичная модель с такой же наработкой, но из Европы. Всё надо проверять самому!
Этот б/у двигатель Перкинс обязательно следует разобрать для проведения дефектации
Этот б/у двигатель Перкинс обязательно следует разобрать для проведения дефектации

Объём капитального ремонта

Капремонт любой техники проводится не для того, чтобы сделать её "как новенькую", а с целью восстановления моторесурса. То есть после полного ремонта ресурс бывшего в употреблении двигателя Perkins вновь должен быть как у нового.
Например, согласно указаниям компании-производителя, капитальный ремонт двигателя Perkins 4016 Е61-TRS­ должен проводиться на 64 тыс. моточасов. Это и есть назначенный ресурс.
При проведении капремонта замене подлежат:
  • головки цилиндров;
  • поршневая группа;
  • распредвалы;
  • коленвал (по фактическому состоянию);
  • турбокомпрессор (по фактическому состоянию).
Однако в нашей стране эти двигатели очень часто эксплуатируются организациями, руководство которых не выделяет достаточно средств для проведения техобслуживания и текущих ремонтов ГПУ. В результате иногда движки доводят до такого состояния, что их проще полностью поменять, чем отремонтировать.
Газовый двигатель Perkins 4016-Е61TRS  ­положено капиталить на 64 тыс. моточасов­
Газовый двигатель Perkins 4016-Е61TRS ­положено капиталить на 64 тыс. моточасов­

Затраты на ремонт б/у двигателя на примере турбокомпрессора PTR-180

Сколько денег придётся затратить на восстановление ГПУ, во многом зависит от фактического состояния конкретных деталей и узлов.
Например, на двигателе Perkins 4016-Е61TRS установлена одна турбина PTR-180 чешской фирмы PBS turbo. Больше ни на каких других газопоршневых двигателях в России эта модель не используется. Кстати, на более современных двигателях Perkins 4016-61TRS2 вместо одного турбокомпрессора из Чехии теперь ставят по две турбины Mitsubishi TD13 (но я не верю, что они прямо из Японии).
При восстановлении любой б/у ГПУ ремонт турбины следует выполнять строго обязательно. Это вообще без вариантов. Иначе слишком высоким будет риск поломок данного агрегата, что чревато выходом из строя всего двигателя.
Стандартный ремонт PTR-180 положено проводить через каждые 16 тысяч часов. Стоимость оригинального ремкомплекта в этом случае составляет 3 - 3,5 тыс. EUR с НДС. Причём китайских аналогов у данных запчастей нет, так как указанная турбина в мире не слишком распространена. Ещё около 100 -120 тысяч рублей будут стоить собственно ремонтные работы. Таким образом, стандартный ремонт турбокомпрессора обойдётся заказчику в 4,3 - 5 тыс. EUR.
Ремкомплекты на чешских турбинах PBS PTR­-180 положено менять через каждые 16 тыс.ч
Ремкомплекты на чешских турбинах PBS PTR­-180 положено менять через каждые 16 тыс.ч
Однако такие относительно небольшие затраты будут только в том случае, если у конкретной турбины ротор и колесо компрессора не имеют повреждений. Или эти повреждения очень незначительные и не препятствуют дальнейшей эксплуатации (как на представленном рядом фото, где на кромках лопастей есть очень небольшие риски).
Если же на роторе или колесе будут большие зазубрины (выбоины), то заменять эти детали придётся полностью, ведь восстанавливать их пока не научились. В таком случае владелец б/у газопоршневой установки "попадает на серьёзные бабки", поскольку в официальном сервисе новый комплект из ротора и колеса для PTR-180 стоит около 11-12 тысяч EUR с НДС.
Таким образом, полное восстановление одного только турбокомпрессора для Perkins 4016-Е61TRS может встать в 15-17 тыс. EUR. И это ещё недорого. Если PTR-180 "убит вусмерть", то его придётся менять полностью, а это уже не менее 30 тыс. EUR. Но всё станет понятно только после разборки турбокомпрессора.
Незначительные повреждения на кромках лопастей ротора турбокомпрессора PTR-180­
Незначительные повреждения на кромках лопастей ротора турбокомпрессора PTR-180­

Тюнинг двигателя Perkins от немецкой компании Motortech

Конечно, все газопоршневые Перкинсы отнюдь не являются вершиной современного двигателестроения. Но даже из такого не самого совершенного механизма при желании можно сделать вполне приличную "рабочую лошадку", приемлемую для эксплуатации в наших условиях.
Оптимальный вариант - использовать для модернизации двигателя готовые технические решения, разработанные немецкой компанией Motortech. В результате проведения таких мероприятий улучшится управление ГПУ, увеличится электрический КПД и снизится расход топлива. Кроме того, следует ожидать заметного уменьшения затрат на высоковольтные провода, свечи и катушки зажигания за счёт использования мотортеховских аналогов вместо оригиналов . Качество ничуть не хуже, а цена заметно ниже.
Самое главное: доведением Перкинсов "до ума" должны заниматься профессионалы, имеющие опыт работы с оборудованием Motortech. Своими силами сделать всё как положено у вас вряд ли получится. Поэтому лучше не заморачиваться экономией "на спичках", а сразу обратиться к нормальным людям, хорошо разбирающимся в мотортеховском оборудовании.
Немецкая компания Мотортех предлагает глубокую модернизацию б/у ГПУ на Пекинсах
Немецкая компания Мотортех предлагает глубокую модернизацию б/у ГПУ на Пекинсах

Motortech.pdf

Размер файла: 1.93 мб

Решения Motortech для Perkins 4000-серии

Скачать

Для модернизации газовых двигателей Перкинс предлагаются следующие компоненты от немецкой фирмы Motortech:
  1. Система управления ALL-IN-ONE
  2. Современная система зажигания (контроллер, свечи, катушки зажигания и высоковольтные провода)
  3. Система топливосмешения VariFuel 2
  4. Система контроля за детонацией DetCon20
  5. Система управления скоростью двигателя SC100
Самый лучший подход - поставить мотортеховские системы на бывшую в употреблении ГПУ непосредственно в процессе капитального ремонта и подготовки к эксплуатации на новом месте. При этом вы сразу сэкономите довольно приличные деньги за счёт отказа от покупки некоторых оригинальных "перкиносовских" и "вилсоновских" запчастей и расходников.

Реальная б/у ГПУ из Европы с двигателем Perkins 4016-E61TRS

ЭТО ПРОСТО ПРИМЕР ! ДАННАЯ МАШИНА НЕ ПРОДАЁТСЯ !
Ниже в качестве примера представлен образец б/у газопоршневой установки с двигателем Perkins 4016, которую привезли в Россию из Западной Европы на продажу.

Комплектация и технические характеристики

Объём поставки:

  1. Смонтированный на раме электроагрегат (двигатель + генератор)
  2. Шкафы управления
  3. Газовый тракт
  4. Теплообменники, циркуляционные насосы и трёхходовые клапаны
  5. Автомат защиты сети
  6. РАсходный бак на 1200 л для моторного масла
  7. Силовой шкаф
  8. Выносные радиаторы принудительного охлаждения
  9. Контейнер (модуль)

В объём поставки не вошли:

а) Система теплоутилизации выхлопных газов:
  • теплообменник "газ/вода",
  • байпас;
  • глушитель.
б) Вентиляционные башни, устанавливаемые на контейнер.
в) Все внешние коммуникации (кабели, трубопроводы, газоходы).
г) Дымовая труба.
Год выпуска­ ГПУ­ 2007
Наработка около 65 тыс.ч­
Номинальная электрическая мощность 1 225 кВА / 980 кВт­
Частота вращения 1500 об./мин
Напряжение генератора 0,4 кВ
Частота тока­ 50 Гц
Расход газа­ 276 куб.м/ч­
Электрический КПД­ 41 %­

ВЫВОД:

Комплектация данной ГПУ очень неплохая, хотя и неполная.
Шильдик двигателя ­Perkins 4016E61-TRS
Шильдик двигателя ­Perkins 4016E61-TRS
Шильдик генератора Leroy Somer ­
Шильдик генератора Leroy Somer ­

Серьёзный пакетировщик

Эта ГПУ была собрана в 2007 году бельгийской фирмой E.VAN WINGEN N.V. из города Evergem, которая является официальным партнёром компании Perkins и специализируется на пакетировании дизельных и газовых электростанций с перкинсовскими движками.
Компания небольшая, в ней работает всего около 60 человек, но уровень очень достойный.
В нашей стране электроагрегаты, собранные бельгийцами, практически неизвестны. Как, впрочем, и оборудование многих других европейских пакетировщиков: новые машины у них хорошие, но слишком дорогие для России.
Шильдик пакетировщика ГПУ - фирмы ­E. VAN WINGEN N.V.
Шильдик пакетировщика ГПУ - фирмы ­E. VAN WINGEN N.V.

PERKINS 4016-61TRS.pdf

Размер файла: 1.17 мб

Описание ГПУ

Скачать

Компоновка контейнерной ГПЭС

Вентиляционные башни и выносной радиатор

Конструкции контейнера ГПУ является классической. Газопоршневой электроагрегат мощностью 1 МВт и всё вспомогательное оборудование находятся внутри контейнера. На крыше установлены две башни, обеспечивающие принудительную приточно-вытяжную вентиляцию.
В рассматриваемом примере вентиляционные башни по какой-то причине в Россию не привезли. Это конечно, весьма неприятно, но не критично. Аналогичные устройства можно изготовить и у нас в стране. Цена вопроса - около 10 -15 тыс. EUR (предварительно) за комплект для одного контейнера.
По центру крыши контейнера, между башнями, расположен выносной радиатор, предназначенный для сброса в атмосферу тепла от системы охлаждения двигателя. В рассматриваемом случае с радиаторами повезло - они были в комплекте поставки. Впрочем, аналогичное оборудование можно купить и в России.
Радиатор принудительного охлаждения двигателя на крыше контейнера­
Радиатор принудительного охлаждения двигателя на крыше контейнера­
Две контейнерные ГПУ на прежнем месте эксплуатации в Бельгии­ рядом с Антверпеном­
Две контейнерные ГПУ на прежнем месте эксплуатации в Бельгии­ рядом с Антверпеном­
Эти же ГПУ после демонтажа. К сожалению, вентиляционные башни до России не доехали ­
Эти же ГПУ после демонтажа. К сожалению, вентиляционные башни до России не доехали ­

Система теплоутилизации

Разработанная конструкторами компании E. VAN WINGEN N.V компоновка газопоршневой электростанции с двигателем Perkins 4016-E61TRS представлена ниже на 3D-анимации.
Обратите внимание на систему теплоутилизации, вынесенную за пределы контейнера. Не забывайте почаще нажимать на "паузу" для того, чтобы более подробно рассмотреть детали конструкции.
1MWe WKK buitenopstelling Tuinbouw

Обработка видео...

Оригинальная система теплоутилизации включала в себя:
а) Глушитель
Выхлопные газы выводятся наружу по выхлопному тракту через боковую стенку контейнера. Далее идёт глушитель шума выхлопа, установленный на стойках на высоте около 2 м.
б) Реактор
После глушителя выхлопные газы поступают в реактор (катализатор), расположенный на уровне земли. В реакторе осуществляется очистка выхлопных газов от вредных примесей (прежде всего - угарный газ и оксиды азота).
в) Теплообменник
После реактора очищенные выхлопные газы направляются в теплообменник "газ/вода", в котором горячая вода, поступающая от пластинчатого теплообменника двигателя, догревается до температуры +95 градусов.
г) Дымовая труба
При наличии катализатора (очистка выхлопных газов) и теплообменника "газ/вода" (снижение температуры выхлопных газов) высота дымовой трубы может быть совсем небольшой, например, 3-5 м.
Ещё раз акцентирую внимание на то, что описанная система теплоутилизации не входила в комплект поставки рассматриваемой б/у газопоршневой электростанции. Однако в этом нет никакой проблемы. При желании в Питере или в Нижнем Новгороде можно заказать аналогичное российское оборудование. Единственное, от чего можно будет отказаться - это катализатор (реактор), так как в нашей стране очисткой выхлопных газов ГПУ заморачиваются очень редко.
Комплект из теплообменника, байпаса, глушителя и соединительных элементов российского производства для рассматриваемого электроагрегата могут стоить 40 - 45 тыс. EUR с НДС (в рублях, конечно). Необходимо учитывать, что теплоизоляция всего выхлопного тракта в этом случае выполняется и оплачивается отдельно, причём расходы на неё следует относить не на стоимость оборудования, а на монтажные работы.

Очень хороший широкий блок-модуль

Контейнерная ГПЭС с двигателем Perkins 4016 Е61-TRS сразу после ­доставки в Россию
Контейнерная ГПЭС с двигателем Perkins 4016 Е61-TRS сразу после ­доставки в Россию
Судя по имеющимся фотографиям, пакетировщик использовал очень хороший европейский контейнер. Если сейчас заказывать точно такой же новый, то его стоимость составит не менее 100 тыс. EUR.
Единственный недостаток такого контейнера - это то, что он, скорее всего, недостаточно утеплён для эксплуатации в наших условиях.
Однако, честно говоря, я не вижу в этом особой проблемы. Хорошая теплоизоляция очень важна для резервного дизеля в контейнерном исполнении, который зимой необходимо постоянно "подогревать", иначе он замёрзнет и не сможет быстро стартануть в аварийной ситуации.
Утепление контейнера для ГПУ не столь критично: такая машина предназначена для постоянной работы, в результате чего непрерывно выделяется очень много тепла.
А эти фото сделаны на месте прежней эксплуатации в Европе:
Обращает на себя внимание очень высокое качество исполнения контейнера­
Обращает на себя внимание очень высокое качество исполнения контейнера­
Все коммуникации также были выполнены практически идеальным образом­
Все коммуникации также были выполнены практически идеальным образом­
Газопоршневой двигатель ­
Газопоршневой двигатель ­
Электроагрегат внутри контейнера окрашен в фирменный тёмно-бирюзовый цвет компании E. VAN WINGEN N.V. У бельгийцев свой собственный дизайн: только их ДГУ и ГПУ выглядят таким характерным образом. Например, FG Wilson традиционно красит все свои Перкинсы в синий цвет.
Циркуляционный насос системы охлаждения двигателя ­
Циркуляционный насос системы охлаждения двигателя ­
Помимо собственно электроагрегата внутри контейнера находится насосная станция, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости и отбор тепла от двигателя для отвода его из контейнера. Состояние насосов, судя по всему, вполне рабочее. Конечно, необходимо будет провести ТО.
Насосная станция внутри контейнера ­
Насосная станция внутри контейнера ­

Состояние электроагрегата

Если использовать неоригинальные запчасти, то можно сэкономить приличные деньги
В рассматриваемом случае надо учитывать, что хотя газопоршневой электроагрегат и наработал 65 тыс. часов, но эксплуатировался он не в России, а в Европе. Кроме того, обслуживание рассматриваемой ГПУ в полном объёме проводила та же фирма, что её и пакетировала, то есть E. VAN WINGEN N.V., которая является официальным сервис-партнёром компании Perkins.
Всё это заставляет предположить, что ремонты и техобслуживание специалисты поводили «как положено», а не «лишь бы недорого», как это часто бывает у нас в стране.
Таким образом, есть все основания считать, что представленная б/у газопоршневая установка с двигателем Perkins 4016 E61-TRS находится в очень неплохом техническом состоянии. Данная машина вполне пригодна для дальнейшей работы в наших условиях. Однако в том виде, в котором данная ГПУ была доставлена в Россию, вводить её в эксплуатацию нельзя. Обязательно следует провести полный восстановительный ремонт, доукомплектацию и частичную модернизацию.

Старую систему управления ГПУ придётся заменить

Старые контроллеры являются уникальными для России

Та система управления, которой сейчас оснащена рассматриваемая газопоршневая установка, построена на контроллерах швейцарской компании Saia-Burgess Controls. Это достойный производитель, продукция которого очень популярна в Европе. У нас данная фирма представлена российским подразделением "Сайа Бургесс Контролз Рус", специализирующимся на реализации очень серьёзных проектов в сфере промышленной автоматизации.
Всё это, конечно, очень хорошо, но вот только в России системы автоматики ГПУ не являются приоритетом для Saia-Burgess. И я очень сомневаюсь, что специалистам этой фирмы будет интересно возиться с одной отдельной машиной: на таком проекте денег особо не заработаешь, а времени потратишь много.
Поэтому, хоть убейте меня, я не понимаю, кто мог бы заняться настройкой и поддержанием этой электроники на новом месте эксплуатации в нашей стране. А система будет нуждаться в поддержке, так как ей уже более десяти лет и скоро она посыплется просто в силу своей старости. 10 лет для электроники - это уже весьма почтенный предпенсионный возраст.
Конечно, у нас всегда найдутся ушлые ребята, которые захотят заработать и наобещают заказчику с три короба. Но если задать вопрос, есть ли у них реальный опыт настройки оригинальных швейцарских контроллеров именнона газопоршневых установках, то ответ точно будет отрицательным. Поэтому можно даже и не спрашивать.
Анализатор параметров электросети Socomec DIRIS A40 ­
Анализатор параметров электросети Socomec DIRIS A40 ­
Эту систему управления ГПУ лучше заменить на новую ­
Эту систему управления ГПУ лучше заменить на новую ­
Система управления ГПУ Saia-Burgess ­в России неизвестна­
Система управления ГПУ Saia-Burgess ­в России неизвестна­
Специалистов по этой системе найти будет непросто ­
Специалистов по этой системе найти будет непросто ­

Проще перейти на Motortech или ComAp

Поэтому я думаю, что в России вместо контроллеров Saia-Burgess надо использовать ту систему управления ГПУ, с которой без проблем способны разобраться отечественные специалисты. И в этом отношении лучше Motortech пока никто ничего не придумал. У нас эта система больше известна под маркой ComAp, но на самом деле всё это одно и то же. С их программированием и наладкой у вас никаких вопросов не будет: это открытая система, поэтому с ней умеют работать довольно много российских инженеров. Только надо помнить, что для ГПЭС и ДГУ контроллеры ComAp разные от слова "вообще".
Кроме того, надо понимать, что все подряд компоненты имеющегося шкафа управления менять на новые, вероятно, и не придётся:
  • сами шкафы можно использовать для размещения контроллеров Motortech.
  • можно оставить часть имеющейся аппаратуры, совместимой с мотортеховсим оборудованием.
Например, это многофункциональный анализатор параметров электрических сетей DIRIS A40 от компании Socomec, который, скорее всего, сможет найти применения и в новой системе управления новой газопоршневой установкой на базе двигателя Perkins.
В любом случае, оптимальный вариант - не заморачиваться и поручить новую систему автоматики ГПУ питерскому дистрибутору Мотортеха. Эти специалисты имеют богатый опыт и быстро разберутся, какие компоненты старой системы управления ещё можно использовать, а какие надо обязательно заменить. Второй вариант - специалисты по системам ComAp. Но они должны иметь опыт именно по ГПУ, а не ДГУ.
Образцы контроллеров Motortech ­
Образцы контроллеров Motortech ­

ВЫВОД:

Имеющаяся система управления Saia-Burgess однозначно нуждается в замене на более современную не только в силу своей старости, но и потому что в России практически нет людей, имеющих опыт работы с этими контроллерами применительно к газопоршневым электроагрегатам. Вводить такую систему в эксплуатацию и поддерживать её работу в нашей стране некому. Поэтому не создавайте себе лишних проблем (их и так у вас будет немало), а сразу поставьте Motortech. И будет вам счастье, причём за вполне умеренные деньги.

В каком виде б/у ГПУ из Европы привозят в Россию

Для перевозки рассматриваемого блок-модуля газопоршневой электростанции использовалась специальная платформа, поскольку его ширина составляет около 3 м, что выходит за стандартный для контейнеров габарит 2,4 м.

Цены на б/у ГПУ разных производителей

С полным списком предлагаемых к продаже бывших в употреблении газопоршневых электростанций вы можете ознакомиться здесь
© МетеоЭнергетик, 2022
Валерий Мартынов. Частный консультант по ГПУ, микротурбинам и мини-ТЭЦ.
Моб.: +7 (903) 747-77-71 E-mail: meteoenergetic@yandex.ru