ДВЕ б/у ГПУ С ДВИГАТЕЛЯМИ Perkins 4016E61-TRS

Предложение № 0007

Две бывшие в употреблении газопоршневые установки

Полностью комплектное контейнерное исполнение

Мощность 980 кВт, напряжение 380 В

Что именно вам предлагают приобрести

Комплектация и технические характеристики контейнерных ГПУ

В комплект поставки входят:

  1. Смонтированный на раме электроагрегат (двигатель + генератор)
  2. Шкафы управления
  3. Газовый тракт
  4. Теплообменники, циркуляционные насосы и трёхходовые клапаны
  5. Автомат защиты сети
  6. Бак для моторного масла на 1200 л    
  7. Силовой шкаф
  8. Выносные радиаторы принудительного охлаждения
  9. Контейнер

В комплект поставки НЕ входят:

а) Система теплоутилизации выхлопных газов:
  • теплообменник "газ/вода",
  • байпас;
  • глушитель.
б) Вентиляционные башни, устанавливаемые на контейнер.
в) Все внешние коммуникации (кабели, турбопроводы, газоходы).
г) Дымовая труба.
Год выпуска­ ГПУ­ 2007
Наработка около 65 тыс.ч­
Номинальная электрическая мощность 1 225 кВА / 980 кВт­
Частота вращения 1500 об./мин
Напряжение генератора 0,4 кВ
Частота тока­ 50 Гц
Расход газа­ 276 куб.м/ч­
Электрический КПД­ 41 %­
Шильдик двигателя ­Perkins 4016E61-TRS
Шильдик двигателя ­Perkins 4016E61-TRS
Шильдик генератора Leroy Somer ­
Шильдик генератора Leroy Somer ­

Серьёзный пакетировщик

Эти газопоршневые установки были собраны в 2007 году бельгийской фирмой E. VAN WINGEN N.V. из города Evergem, которая является официальным партнёром компании Perkins и специализируется на пакетировании дизельных и газовых электростанций с перкинсовскими движками.
Компания небольшая, в ней работает всего около 60 человек, но уровень очень достойный.
В нашей стране электроагрегаты, собранные бельгийцами, практически неизвестны. Как, впрочем, и ГПУ многих других европейских пакетировщиков: они хорошие, но слишком дорогие для России.
Шильдик пакетировщика ГПУ - фирмы ­E. VAN WINGEN N.V.
Шильдик пакетировщика ГПУ - фирмы ­E. VAN WINGEN N.V.

PERKINS 4016-61TRS.pdf

Размер файла: 1.17 мб

Описание ГПУ

Скачать

Компоновка контейнерной ГПЭС

ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ БАШНИ И ВЫНОСНОЙ РАДИАТОР

Конструкции контейнера ГПУ близка к классической. Газопоршневой электроагрегат мощностью 1 МВт и всё вспомогательное оборудование находятся внутри контейнера. На крыше установлены две башни, обеспечивающие принудительную приточно-вытяжную вентиляцию.
К сожалению, вентиляционные башни по какой-то причине в Россию не привезли. Это конечно, весьма неприятно, но не критично. Аналогичные устройства можно изготовить и у нас в стране. Цена вопроса - около 10 -15 тыс. EUR (предварительно) за комплект для одного контейнера.
По центру крыши контейнера, между башнями, расположен выносной радиатор, предназначенный для сброса в атмосферу тепла от системы охлаждения двигателя. В нашем случае радиаторам повезло гораздо больше - они уже в Питере. Впрочем, аналогичное оборудование можно купить и в России.
Радиатор принудительного охлаждения двигателя на крыше контейнера­
Радиатор принудительного охлаждения двигателя на крыше контейнера­
Две контейнерные ГПУ на прежнем месте эксплуатации в Бельгии­ рядом с Антверпеном­
Две контейнерные ГПУ на прежнем месте эксплуатации в Бельгии­ рядом с Антверпеном­
Эти же ГПУ после демонтажа. К сожалению, вентиляционные башни до России не доехали ­
Эти же ГПУ после демонтажа. К сожалению, вентиляционные башни до России не доехали ­

СИСТЕМА ТЕПЛОУТИЛИЗАЦИИ

Разработанная конструкторами компании E. VAN WINGEN N.V компоновка газопоршневой электростанции с двигателем Perkins 4016E61-TRS представлена ниже на 3D-анимации. Обратите вномание на систему теплоутилизации, вынесенную за пределы контейнера. Не забывайте почаще нажимать на "паузу" для того, чтобы более подробно рассмотреть детали конструкции.
1MWe WKK buitenopstelling Tuinbouw

Обработка видео...

Оригинальная система теплоутилизации включала в себя:
а) Глушитель
Выхлопные газы выводятся наружу по выхлопному тракту через боковую стенку контейнера. Далее идёт глушитель шума выхлопа, установленный на стойках на высоте около 2 м.
б) Реактор
После глушителя выхлопные газы поступают в реактор (катализатор), расположенный на уровне земли. В реакторе осуществляется очистка выхлопных газов от вредных примесей (прежде всего - угарный газ и оксиды азота).
в) Теплообменник
После реактора очищенные выхлопные газы направляются в теплообменник "газ/вода", в котором горячая вода, поступающая от пластинчатого теплообменника двигателя, догревается до температуры +95 градусов.
г) Дымовая труба
При наличии катализатора (очистка выхлопных газов) и теплообменника "газ/вода" (снижение температуры выхлопных газов) высота дымовой трубы может быть совсем небольшой, например, 3-5 м.
Ещё раз акцентирую внимание на то, что описанная система теплоутилизации не входит в комплект поставки рассматриваемой газопоршневой электростанции. И в этом нет никакой проблемы. При желании в Питере или в Нижнем Новгороде можно заказать аналогичное российское оборудование. Единственное, от чего можно будет отказаться - это катализатор, так как в нашей стране очисткой выхлопных газов ГПУ заморачиваются очень редко.
Ели не учитывать реактор, то комплектные теплоутилизаторы (теплообменник, байпас, глушитель, соединительные элементы) для рассматриваемых электроагрегатов могут стоить по 40 - 45 тыс. EUR с НДС каждый (в рублях, конечно). Необходимо учитывать, что теплоизоляция теплуотилизатора (простите за тавтологию) выполняется и оплачивается отдельно, причём расходы на неё относяться не на стоимость оборудования, а на монтажные работы.

Очень хороший контейнер

Судя по имеющимся фотографиям, пакетировщик использовал очень хороший европейский контейнер. Если сейчас заказывать точно такой же новый, то его стоимость составит не менее 100 тыс. EUR.

Единственный недостаток такого контейнера - это то, что он, скорее всего, недостаточно утеплён для эксплуатации в наших условиях.
Однако, честно говоря, я не вижу в этом особой проблемы. Хорошая теплоизоляция очень важна для резервного дизеля в контейнерном исполнении, который зимой необходимо постоянно "подогревать", иначе он замёрзнет и не сможет быстро стартануть в аварийной ситуации.

Утепление контейнера для ГПУ не столь критично: такая машина предназначена для постоянной работы, в результате которой выделяется очень много тепла.

Обращает на себя внимание очень высокое качество исполнения контейнера ­
Обращает на себя внимание очень высокое качество исполнения контейнера ­
Все коммуникации также были выполнены практически идеальным образом ­
Все коммуникации также были выполнены практически идеальным образом ­
Газопоршневой двигатель ­
Газопоршневой двигатель ­
Электроагрегат внутри контейнера окрашен в фирменный тёмно-бирюзовый цвет компании E. VAN WINGEN N.V. Обычно двигатели Perkins красят в красный или синий (на FG Wilson) цвета. Но у бельгийцев свой собственный дизайн: только их ДГУ и ГПУ выглядят таким характерным образом.
Циркуляционный насос системы охлаждения двигателя ­
Циркуляционный насос системы охлаждения двигателя ­
Помимо собственно электроагрегата внутри контейнера находится насосная станция, обеспечивающая циркуляцию охлаждающей жидкости и отбор тепла от двигателя для отвода его из контейнера. Состояние насосов, судя по всему, вполне рабочее. Конечно, необходимо будет провести ТО.
Насосная станция внутри контейнера ­
Насосная станция внутри контейнера ­

Габариты контейнера

Преимущества широкого контейнера

Отдельным плюсом рассматриваемых ГПЭС являются их размеры, которые по ширине значительно превышают габариты стандартного 40-футового контейнера (12,2 м х 2,4 м х 2,6 м). Конечно, это вызывает некоторые проблемы (кстати, вполне решаемые) при перевозке данных газопоршневых электростанций. Но все вопросы полностью компенсируются удобством в процессе эксплуатации данных ГПУ.
Внутри контейнера имеются достаточно широкие проходы­  ­вдоль двигателя и генератора­
Внутри контейнера имеются достаточно широкие проходы­ ­вдоль двигателя и генератора­
В рассматриваемом контейнере всего две двери - входные боковая и торцевая­
В рассматриваемом контейнере всего две двери - входные боковая и торцевая­
Увеличенная ширина контейнера позволила организовать внутри него проходы вдоль электроагрегата, достаточно широкие для того, чтобы обеспечить более или менее совободный доступ ко всем узлам и механизмам газопоршневой установки. В результате есть возможность проводить практически все виды техобслуживания и ремонта оборудования ГПУ находясь внутри контейнера. Пожалуй, полностью извлекать двигатель из контейнера придётся только для замены коленвала.
Таким образом, широкий контейнер позволяет обслуживать оборудование круглый год в относительно комфортных условиях. Даже лютый мороз не является помехой: внутри контейнера можно поставить тепловую пушку и быстро довести температуру до +20 градусов. Сильный ветер, дождь и снег - тоже не проблема. В общем, одно здоровье.

Недостатки стандартного контейнера

При размещении газопоршневого двигателя Perkins 4016E61-TRS (или аналогичного двигателя любой другой марки) в контейнере со стандартной шириной 2,4 м внутри совершенно не остаётся места для прохода механиков и проведения ТО. Поэтому в таком случае в боковых и торцевых стенках делают распашные двери (ворота), открывающие свободный доступ к механизмам и узлам ГПУ. В результате "узкий" контейнер на 2/3 состоит из дверей, и лишь на 1/3 - из неподвижных стенок.
Таким образом, для проведения даже самого простого техобслуживания газопоршневого электроагрегата, такого как замена масла или свечей зажигания, в "узком" контейнере необходимо открывать одну или несколько дверей. Причём при проведении работ механик иногда просовывает в контейнер лишь верхнюю половину своего корпуса. Вторая (нижняя) половина остаётся снаружи.
ГПУ с аналогичным двигателем Perkins 4016E61-TRS в стандартном "узком" контейнере ­
ГПУ с аналогичным двигателем Perkins 4016E61-TRS в стандартном "узком" контейнере ­
Внутри стандартного "узкого" контейнера нет ­места для механиков и проведения ТО­
Внутри стандартного "узкого" контейнера нет ­места для механиков и проведения ТО­
Само собой, в хорошую летнюю погоду обслуживание двигателя через двери контейнера не является проблемой. Однако в нашей стране отопительный сезон от 5 до 8 месяцев в году.
Снимать головки цилиндров или менять гильзы поршней в метель или при морозе -20 градусов очень невесело. Кроме того, через открытые двери внутрь контейнера могут попадать снег или дождь. А при сильных осадках работать вообще практически невозможно.
Ремонт ГПУ в "узком" контейнере возможен лишь при открытых дверях ­
Ремонт ГПУ в "узком" контейнере возможен лишь при открытых дверях ­
При этом ремонтник постоянно находится снаружи ­
При этом ремонтник постоянно находится снаружи ­

ВЫВОД:

Газопоршневая установка в широком контейнере гораздо удобнее в эксплуатации, чем в стандартном "узком" 40-футовом аналоге. Поэтому рассматриваемая ГПЭС заслуживает пристального внимания хотя бы только из-за одного своего контейнера: если заказывать такой же новый, то его цена будет примерно равна стоимости предлагаемой б/у ГПУ, включая сам электроагрегат, контейнер и всё вспомгательное оборудование.

Состояние двигателя

Самый главный вопрос - состояние двигателя. Реальное положение, естественно, можно оценить только полностью разобрав его и проведя дефектацию. Однако есть причина считать, что с этим бывшим в употреблении Перкинсом всё обстоит очень даже неплохо.
Дело в том, что обслуживание рассматриваемых ГПУ в полном объёме проводила та же фирма, что их и пакетировала, то есть E. VAN WINGEN N.V., которая является официальным сервис-партнёром компании Perkins.
Вы удивитесь, но у них в европах это общепринятая практика, когда сервисом газопоршневых электроагрегатов занимаются именно "официалы", а не более дешёвые независимые организации. Вплоть до того, что фирменный сервис меняет даже масло и свечи.
У нас часто всё наоборот: как только заканчивается гарантийный срок, так для проведения ТО и ремонта оборудования привлекают кого угодно, но только не поставщика. Это потому, что услуги официального сервиса в России, как правило, слишком дорогие. Ну, а масло и свечи наши люди вообще привыкли менять самостоятельно, силами операторов мини-ТЭЦ.
Хотя, по большому счёту, что и когда делалось, уже не имеет особого значения. В любом случае двигатель необходимо будет разбирать и дефектовать, и уже потом смотреть, какие именно детали необходимо заменить при проведении ремонта.

ВЫВОД:

Есть все основания считать, что предлагаемая к продаже б/у газопоршневая установка с двигателем Perkins 4016 E61-TRS находится в очень неплохом техническом состоянии. Скорее всего, после восстановительного ремонта и модернизации данный электроагрегат будет вполне пригоден для дальнейшей эксплуатации в наших условиях.
Этот двигатель необходимо разобрать, дефектовать и отремонтировать ­
Этот двигатель необходимо разобрать, дефектовать и отремонтировать ­

Техническая документация

Handbook Perkins 4016-E61TRS.p

Размер файла: 687.22 кб

Руководство пользователя

Скачать

Workshop manual Perkins 4016-E

Размер файла: 2.40 мб

Руководство по ремонту Perkins 4016 E61-TRS

Скачать

Идеальный эконом-вариант для российских условий

Газовые двигатели Perkins в мире и в России

Сразу необходимо отметить, что сама компания Perkins газопоршневыми электроагрегатами как законченными изделиями не занимается. Данная фирма производит только дизельные и газовые двигатели. Сборку ДГУ и ГПУ на базе таких двигателей осуществляют специализированные фирмы-пакетировщики. Самая известная из них - PG Wilson (Великобритания), которая, как и сам Perkins, сейчас принадлежит американской корпорации Caterpillar. Помимо английского Вилсона сборку дизельных и газовых генераторов на Перкинсах проводят очень много самых разных пакетировщиков по всему миру.
В нашу страну газопоршневые установки с двигателями Perkins поставлялись, в основном, именно английской сборки от компании PG Wilson. Их продажей занимались такие российские фирмы как Хайтед, Президент-Нева, Электросистемы и АДД (помните, была такая?).  Кроме того, довольно много ГПУ с такими движками у нас ввела в эксплуатацию словацкая компания Elteco (их оборудование продавалось под торговой маркой Petra). Бельгийская фирма E. VAN WINGEN N.V ни одной новой ГПУ к нам не поставила.
Пик интереса к газовым электростанциям на Перкинсах пришёлся на 2000-е годы. С 2010 года спрос стал смещаться в сторону более мощных моделей Jenbacher и MWM. Эта тенденция усугубилась после скачка курса EUR и USD в 2014 году. В 2015 - 2018 году газопоршневые установки с двигателем Perkins продавались гораздо хуже, чем аналогичные машины конкурентов.
Такое положение связано с тем, что все двигатели Perkins, честно говоря, не являются шедевром инженерной мысли. Очевидно, что Jenbacher, MWM и Caterpillar предлагают покупателям более совершенное в техническом плане оборудование. Кроме того, газовые Перкинсы никогда не использовались в российской нефтянке, так как производитель не гарантирует работу этих двигателей на попутном газе. Хотя, конечно же, нельзя сказать, что ГПУ с Perkins откровенно плохие. При должном техническом обслуживании они работают вполне прилично. И запчасти для Перкинсов не слишком дорогие.

Perkins 4016-E61TRS в нашей стране

Данная модель газового двигателя использовалась в газопоршневых электростанциях, поставлявшихся в Россию в середине 2000-х годов. Речь идёт, прежде всего, о PG1250B (сборка FG Wilson) и Petra 1250 (сборка Elteco). В общей сложности таких электроагрегатов в нашей стране не менее четырёх или пяти десятков. Например, две вилсоновские машины до сих пор работают на Тверьстеклопластике, а элтековские - на Норском керамическом заводе. Однако на ряде объектов подобные электроагрегаты уже остановлены, так как они подошли к проведению капремонтов, а владельцы пока не выделяют деньги на эти цели.
После 2008 года завод Perkins снял с производства модель 4016E61-TRS и переключился на производство усовершенствованных двигателей 4061-61TRS1 и TRS2. Однако таких машин в России было продано относительно немного, хотя они активно предлагались потенциальным покупателям официальными дилерами FG Wilson. Но та же компания Элтеко после 2010 г. старалась использовать в своих проектах уже не Перкинсы, а более мощные MWM.
ГПУ Petra 1250 с двигателем Perkins 4016 Е61-TRS в энергоцентре пос. Октябрьский, 2006 г. ­
ГПУ Petra 1250 с двигателем Perkins 4016 Е61-TRS в энергоцентре пос. Октябрьский, 2006 г. ­
Такая же газопоршневая установка в энергоцентре Норского керамического завода ­
Такая же газопоршневая установка в энергоцентре Норского керамического завода ­

Газопоршневые установки для не слишком богатых покупателей

В целом об электростанциях с газопоршневыми двигателями Perkins 4016 Е61-TRS и -61TRS2 можно сказать, что они всегда выступали как недорогое оборудование для тех заказчиков, которые по финансовым причинам не могли приобрести Jenbacher JMS320 или Caterpillar G3516. Выгода часто была не такой уж и большой (50 - 100 тыс. EUR на один электроагрегат), но для многих покупателей и это уже было серьёзной экономией. Кроме того, сервис для Перкинсов всегда обходился несколько дешевле, чем для ГПУ других производителей.
Но, как только у покупателей накапливался опыт реальной эксплуатации двигателей Perkins и появлялись деньги, они часто переключались на более совершенные модели.
Например, компания Тандер (сеть магазинов Магнит) во второй половине 2000-х годов использовала словацкие ГПУ Petra с двигателями Perkins. После 2010 года новые мини-ТЭЦ Тандер строил, в основном, на базе электроагрегатов компании MWM. Или тот же энергоцентр в пос. Октябрьский. Вначале в 2006 году там поставили две ГПУ Petra 1250. А через три года - более "продвинутый" электроагрегат MTU мощностью 1,6 МВт.
Газопоршневые электростанции на Перкинсах - это вариант для экономных покупателей ­
Газопоршневые электростанции на Перкинсах - это вариант для экономных покупателей ­

ВЫВОД:

Газопоршневые установки с двигателями Perkins 4016 всегда являлись бюджетным вариантом для тех российских покупателей, которые не могли позволить себе приобрести более дорогие и совершенные ГПУ других производителей. Данные электроагрегаты далеко не идеальны, но при должном обслуживании вполне приемлемы для эксплуатации в российских условиях.

Капитальный ремонт механики двигателя

Объём капремонта

Согласно указаниям компании-производителя капитальный ремонт двигателя Perkins 4016 Е61-TRS должен проводиться на 64 тыс. моточасов. При проведении такого ремонта замене подлежат:
  • головки цилиндров;
  • поршневая группа;
  • распредвалы;
  • коленвал;
  • турбокомпрессор.
Однако в нашей стране эти двигатели очень часто эксплуатируются организациями, руководство которых не выделяет достаточно средств для проведения техобслуживания и текущих ремонтов ГПУ. В результате иногда движки ушатывают до такого состояния, что их проще полностью поменять, чем отремонтировать.
Такому подходу способствуют и очень низкие текущие цены на газовые двигатели Perkins. Блок 4016 -61TRS2 сейчас может быть предложен заказчику по цене около 164 - 170 тыс. EUR с НДС (без турбокомпрессора). Ещё от 5 до 15 тыс. EUR будут стоить сами работы по демонтажу старого и монтажу нового двигателя.
Газовый двигатель Perkins 4016 Е61-TRS ­положено капиталить на 64 тыс. моточасов­
Газовый двигатель Perkins 4016 Е61-TRS ­положено капиталить на 64 тыс. моточасов­

Что делать в нашем случае

Необходимо восстановить моторесурс двигателя

А в нашем случае надо учитывать, что хотя газопоршневой электроагрегат и наработал 65 тыс. часов, но эксплуатировался он не в России, а в Европе. Причём техобслуживание проводил официальный сервис Perkins. Это заставляет предположить, что ремонты и ТО делались как положено, а не "лишь бы подешевле". Кроме того, своевременно был проведён средний ремонт данного двигателя. Если при этом поменяли как положено все головки цилиндров, гильзы и поршни, то, скорее всего, ещё тысяч 10 - 15 часов эта ГПУ спокойно отходит без замены указанных деталей.
Однако пока двигатель не разобран и не проведена его полная дефектация, понять ничего не получится. Сейчас следует исходить из худших предположений и считать, что потребуется полный капремонт двигателя, включая, может быть, даже замену коленвала.
Необходимо понимать, что капремонт любой техники проводится не для того, чтобы сделать её "как новенькую", а с целью восстановления моторесурса. То есть после полного восстановительного ремонта ресурс бывшего в употреблении двигателя Perkins 4016 Е61-TRS вновь должен быть как у нового, а именно 64 тыс. ч до следующего капремонта (32 тыс. ч до среднего).
Этот двигатель Perkins 4016 Е61-TRS­ нуждается в капремонте для восстановления ресурса­
Этот двигатель Perkins 4016 Е61-TRS­ нуждается в капремонте для восстановления ресурса­

Пример: затраты на ремонт турбокомпрессора

Ремкомплекты на чешских турбинах PBS PTR­-180 положено менять через каждые 16 тыс.ч­
Ремкомплекты на чешских турбинах PBS PTR­-180 положено менять через каждые 16 тыс.ч­
Сколько денег придётся затратить на восстановление ГПУ во многом зависит от фактического состояния конкретных деталей и узлов .
Например, на данном двигателе установлен один турбокомпрессор PTR-180 чешской фирмы PBS turbo. Больше в России ни на каких других газопоршневых двигателях эта модель не используется. Кстати, на более современных двигателях Perkins 4016 -61TRS2 вместо одного PTR-180 теперь ставят по две турбины Mitsubishi TD13.
Стандартный ремонт этого чешского турбокомпрессора положено проводить через каждые 16 тыс. Стоимость оригинального ремкомплекта для такого ремонта составляет 3 - 3,5 тыс. EUR с НДС. Причём китайских аналогов у данного ремкомплекта нет, так как модель PTR-180 в мире не слишком распространена. Ещё около 100 -120 тыс. руб. будут стоить собственно работы по ремонту. Таким образом, стандартный ремонт турбокомпрессора для одного двигателя Perkins 4016 Е61-TRS обойдётся заказчику в 4,3 - 5 тыс. EUR.
И такой ремонт на рассматриваемых ГПУ перед началом эксплуатации придётся выполнить в любом случае, иначе слишком высоким будет риск поломок турбокомпрессора, что черевато выходом из строя всего двигателя.
Однако такие относительно небольшие затраты будут только в том случае, если ротор и колесо компрессора этих турбокомпрессоров не имеют повреждений, или эти повреждения очень незначительные и не препятствуют дальнейшей эксплуатации (как на представленном рядом фото, где на кромках лопастей есть очень небольшие риски).
Если же на роторе или колесе будут большие зазубрины (выбоины), то менять эти детали придётся полностью, ведь восстанавливать их пока не научились (хотя работы в этом направлении ведутся, планируется использовать лазерное наплавление). В таком случае владелец газопоршневой установки "попадает на серьзные бабки": ля PTR-180 новый ротор в сборе дстоит около 11-12 тыс. EUR с НДС.
Таким образом, полное восстановление одного только турбокомпрессора для Perkins 4016 Е61-TRS может встать в 15-17 тыс. EUR. И это ещё недорого. Если PTR-180 "убит вусмерть", и его придётся менять полностью, то это уже не менее 30 тыс. EUR. Но понять это можно будет только после разборки турбокомпрессора.
Незначительные повреждения на кромках лопастей ротора турбокомпрессора PTR-180­
Незначительные повреждения на кромках лопастей ротора турбокомпрессора PTR-180­

Как можно сэкономить деньги на ремонте двигателей Perkins

НЕОФИЦИАЛЬНЫЙ СЕРВИС

Вся прелесть газопоршневых установок с двигателями Perkins заключается в том, что в России за их ремонт берутся не только "официалы", но и многие независимые сервисные компании. Причём у "неофициалов" цены ниже, в реальный опыт может оказаться и побольше, чем у механиков из фирменного сервиса.
Дело в том, что в таких компаниях часто работают специалисты, которые раньше занимались ремонтом Перкинсов у официальных поставщиков ГПУ FG Wilson (например, в компании Президент-Нева или в АДД). Это могут быть всего два-три человека. Но все они, включая гендиректора, занимаются именно ремонтами, а не написанием отчётов для вышестоящего начальства. И цены на ремонтные работы при сопоставимом качестве у этих ребят будут гораздо ниже, чем у "официалов".
В результате на рынке услуг по ремонту любых газовых двигателей Perkins конкуренция гораздо выше, чем, скажем по Jenbacher или даже MWM. Сопоставимая ситуация только с газопоршневыми электроагрегатами Caterpillar, которые тоже хотят ремонтировать все, кому не лень. А конкуренция всегда приводит к снижению цен. И этим надо пользоваться.
Если использовать неоригинальные запчасти, то можно сэкономить приличные деньги
Если использовать неоригинальные запчасти, то можно сэкономить приличные деньги

НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ЗАПЧАСТИ

Вторая возможность сэкономить на капремонте Перкинсов - это приобретение запчасных частей не у официального поставщика, а у того, кто предлагает эти же запчасти хоть немного, но дешевле. Дело в том, что у нас в стране для любых дизельных и газовых двигателей Perkins давно налажены неофициальные каналы поставки деталей. Причём это абсолютно "родные" запчасти. А есть ещё и вариант с неоригинальными запчастями, причём не только китайскими, но и европейскими.
Я думаю, что для восстановления б/у двигателей есть смысл покупать детали как раз от OEM-производителей, так как это позволяет очень серьёзно снизить первоначальные затраты на проведение ремонта газопоршневой установки.

Как сделать из Перкинса нормальную "рабочую лошадку"

Тюнинг от компании Motortech

Ещё раз напомню: Перкинсы являются отнюдь не вершиной двигателестроения. Однако у нас в стране не смогли сделать даже такой простенький газовый двигатель мощностью 1000 кВт, как Perkins 4016, что является позором для Коломенского завода. Поэтому и приходится использовать в России только импортные ГПУ, в том числе и не самые лучшие (зато недорогие).
Но даже из такого не самого совершенного двигателя, как Perkins 4016 Е61-TRS , при желании можно сделать вполне приличную "рабочую лошадку", идеальную для эксплуатации в наших условиях. Для этого необходимо использовать готовые технические решения, разработанные немецкой компанией Motortech.
Motortech предлагает модернизировать двигатель Perkins ­
Motortech предлагает модернизировать двигатель Perkins ­

Motortech.pdf

Размер файла: 1.93 мб

Решения Motortech для Perkins 4000-серии

Скачать

Для модернизации газовых двигателей Perkins 4016-ой серии Motortech предлагает использовать:

1. "Верхняя" система управления ALL-IN-ONE

Комплектная система управления, которая позволяет осуществлять постоянный контроль и регулировать работу газового двигателя. Помимо мониторинга основных параметров  (температура, обороты и т.п.) система управляет соотношением газа и воздуха в топливной смеси обедненного состава, а так же скоростью вращения двигателя. Причём возможен удалённый доступ ко всем параметрам системы через интернет, а рассылка предупреждений - через SMS и электронную почту.

2. Современная система зажигания

Контроллеры серии MIC4 обеспечивают управление энергией воспламенения и длительностью импульса искры. В сочетании с возможностью удалённой диагностики это позволяет повысить КПД двигателя и продлить время работы свечей зажигания, а так же снизить вредные выбросы.

Особенно радует то, что Motortech предлагает полностью комплектную систему, в которую помимо контроллера входят фирменные свечи и удлинители свечей, катушки зажигания, высоковольтные провода и устойчивые к вибрации направляющие для этих проводов, выполненные из нержавеющей стали.

3. Фирменная система контроля за детонацией DetCon20

Данная система предназначена для защиты двигателя от детонации. Она автоматически отслеживает "стук" в цилиндрах и при необходимости даёт команду на снижение мощности, в результате чего предотвращается повреждение поршневой группы.

Удлинители свечей Motortech ­
Удлинители свечей Motortech ­

4. Фирменная система топливосмешения VariFuel 2

Позволяет подавать в двигатель топливную смесь с очень точным соотношением газа и воздуха, что обеспечивает её равномерное горение во всём объёме цилиндра и работу двигателя с максимальной эффективностью. Данная система работает от высокоточного шагового двигателя.

5. Фирменная система управления скоростью двигателя SC100

Эта система так же выполнена на базе шагового двигателя. Она гарантирует точное и быстрое управление скоростью вращения двигателя при изменении нагрузки в островном режиме и аккуратное управление нагрузкой при работе параллельно с внешней сетью.

Новая система управления для б/у ГПУ

Почему старую систему придётся заменить

Та система управления, которой сейчас оснащена рассматриваемая газопоршневая установка, построена на контроллерах швейцарской компании Saia-Burgess Controls. Это достойный производитель, продукция которого очень популярна в Европе. У нас данная фирма представлена российским подразделением "Сайа Бургесс Контролз Рус", специализирующимся на реализации очень серьёзных проектов в сфере промышленной автоматизации.
Всё хорошо, но вот только системы автоматики ГПУ не являются приоритетом для этих ребят. И я очень сомневаюсь, что им будет интересно возиться с отдельной электростанцией мощностью всего 2 х 980 кВт: на таком проекте много денег не заработаешь.
Поэтому, хоть убейте меня, я сейчас не понимаю, кто будет заниматься настройкой и поддержанием этой системы на новом месте эксплуатации где-нибудь на Среднем Урале. А система будет нуждаться в поддержке, так как ей уже десять лет и скоро она посыплется просто в силу своей старости. Десять лет для электроники - это уже весьма почтенный возраст.
Конечно, у нас всегда найдутся ушлые ребята, которые захотят заработать и наобещают заказчику с три короба. Но если спросить их, занимались или нет они раньше настройкой контроллеров Saia-Burgess применительно к газопоршневым установкам, то честный ответ будет отрицательным.
Анализатор параметров электросети Socomec DIRIS A40 ­
Анализатор параметров электросети Socomec DIRIS A40 ­

Проще будет перейти на Motortech

Поэтому я думаю, что Saia-Burgess - это, конечно, очень хорошо, но в России надо использовать ту систему управления ГПУ, с которой способны разобраться отечественные специалисты. И в этом отношении лучше Motortech пока никто ничего не придумал. У нас эта система больше известна под маркой ComAp, но на самом деле контроллеры Motortech и ComAp - это одно и то же. С их программированием и наладкой у вас никаких проблем не будет: это открытая система, поэтому с ней умеют работать довольно много российских инженеров. Только надо помнить, что для ГПУ b ДГУ контроллеры ComAp разные.
Кроме того, надо понимать, что все подряд компоненты имеющегося шкафа управления менять на новые, вероятно, и не придётся:
  • сами шкафы можно использовать для размещения контроллеров Motortech.
  • можно оставить часть имеющейся аппаратуры, совместимой с мотортеховсим оборудованием.
Например, это многофункциональный анализатор параметров электрических сетей DIRIS A40 от компании Socomec, который, скорее всего, сможет найти применения и в новой системе управления новой газопоршневой установкой на базе двигателя Perkins.
В любом случае, оптимальный вариант - не заморачиваться и поручить новую систему автоматики ГПУ питерскому дистрибутору Мотортеха. Эти специалисты имеют богатый опыт и быстро разберутся, какие компоненты старой системы управления ещё можно использовать, а какие надо обязательно заменить. Второй вариант - специалисты по системам ComAp. Но они должны иметь опыт именно по ГПУ, а не ДГУ.
Образцы контроллеров Motortech ­
Образцы контроллеров Motortech ­
Эту систему управления ГПУ лучше заменить на новую ­
Эту систему управления ГПУ лучше заменить на новую ­
Система управления ГПУ Saia-Burgess ­в России неизвестна­
Система управления ГПУ Saia-Burgess ­в России неизвестна­
Специалистов по этой системе найти будет непросто ­
Специалистов по этой системе найти будет непросто ­

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Имеющаяся система управления Saia-Burgess однозначно нуждается в замене на более современную не только в силу своей старости, но и потому что в России практически нет людей, имеющих опыт работы с этими контроллерами применительно к газопоршневым электроагрегатам. Вводить такую систему в эксплуатацию и поддерживать её работу в нашей стране практически некому. Поэтому не создавайте себе лишних проблем (их и так у вас будет немало), а сразу поставьте Motortech. И будет вам счастье, причём за гораздо меньшие деньги.

Дополнительное оборудование

Любая ГПУ может работать только при наличии дополнительного оборудование и расходников. Поэтому помимо переборки и модернизации самого двигателя, восстановительный ремонт ГПУ предполагает ещё ремонт или замену всех вспомогательных систем.

1. Система теплоутилизации

Необходимо обратить внимание, что из дополнительного оборудования в комплектации рассматриваемых ГПУ отсутствуют теплообменник выхлопных газов и глушитель. Это не страшно: можно поставить новые.

2. Радиатор принудительного охлаждения

Газопоршневые установки укомплектованы выносными накрышными радиаторами для сброса излишков тепла от работающего двигателя в атмосферу. Полагаю, что радиаторы находятся во вполне приличном состоянии. Скорее всего, менять их не придётся - достаточно почистить с помощью мойки высокого давления и специальных химикатов.
Однако если ремонтировать ГПУ "по максимуму", то эти радиаторы  тоже можно поменять на новые.
Выносной радиатор газопоршневой установки, уже доставленный в Санкт-Петербург ­
Выносной радиатор газопоршневой установки, уже доставленный в Санкт-Петербург ­

3. Вентиляционные башни

Вентиляционные башни, которые устанавливаются на крышу контейнера, по какой-то не вполне понятной причине в Россию доставлены не были. Придётся заказывать новые на каком-нибудь российском заводе, выпускающем вентиляционное оборудование.

4. Наполнители и аккумуляторы

Перед запуском газопоршневой установки на новом месте эксплуатации в неё необходимо будет залить моторное масло и антифриз (смесь этиленгликоля и дистиллированной воды с присадками - ингибиторами коррозии). Кроме того, скорее всего, потребуются новые аккумуляторные батареи.

Обе газопоршневые установки уже в России !

Обе контейнерные ГПУ с двигателями Perkins 4016 Е61-TRS уже находятся в России на складской площадке в Санкт-Петребурге. Поэтому, если это оборудование вас заинтересовало, то нет никаких проблем с тем, чтобы провести его осмотр непосредственно на месте хранения.
Контейнерная ГПЭС с двигателемPerkins 4016 Е61-TRS сразу после ­доставки в Питер­
Контейнерная ГПЭС с двигателемPerkins 4016 Е61-TRS сразу после ­доставки в Питер­

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Приезжайте в Питер. Посмотрите на машины, оцените их состояние. К тому же у вас будет возможность совместить полезное с приятным: если останется время, то можно будет прогуляться по Невскому.

Сколько будет стоить "доведение до ума" б/у ГПУ с двигателем Perkins 4016-E61TRS

В зависимости от того, сколько новый владелец ГПУ готов вложить денег в её ремонт и модернизацию, ему может быть предложено несколько вариантов приведения оборудования в порядок:

1. Экономичный. По максимуму оставляем имеющиеся детали двигателя, которые ещё пригодны для дальнейшей эксплуатации. Если требуется замена - стараемся использовать "неродные" запчасти. Из всего оборудования Motortech обязательно устанавливаем только новую систему управления, свечи и катушки зажигания, а так же системы управления скоростью двигателя и топливосмешения. Радиаторы принудительного охлаждения оставляем прежние (после чистки и мойки). Ставим новый глушитель и теплоутилизатор выхлопных газов. В результате укладываемся примерно в 165 тыс. EUR.

2. Оптимальный. Используем оригинальные запчасти. Но меняем только те детали двигателя, которые уже никак нельзя дальше использовать. Помимо прочего оборудования Motortech на ГПУ монтируется ещё системы зажигания и антидетонации. Ставим новые радиаторы российского производства. В результате получаем отремонтированную ГПУ всего за 200 тыс. EUR.

3. Максимальный. Полный капремонт и модернизация. Меняем головки цилиндров и всю поршневую группу на новые. Обязательно используем новый коленвал и распредвалы. Устанавливаем все системы Мотортех в полной комплектации. Новые радиаторы - от Alfa Laval. То есть восстанавливаем бывшую в употреблении газопоршневую установку до состояния новой. И это удовольствие будет стоить уже около 260 тыс. EUR. Но до следующего капремонта такая ГПУ отходит именно как новая - 64 тыс. моточасов.

Статья расходов­ Экономичный ­ Оптимальный Максимальный
б/у ГПУ­ с двигателем Perkins 4016E61-TRS в контейнере­ 28 800 EUR­ 28 800 EUR­ 28 800 EUR­
Доставка оборудования в Россию ­ 5 000 EUR 5 000 EUR 5 000 EUR
Растаможка (включая НДС 18%­) 9 000 EUR 9 000 EUR 9 000 EUR
Ремонт газопоршневого двигателя­ Perkins 4016E61-TRS 70 000 EUR 90 000 EUR 125 000 EUR
Новая система управления Motortech 12 700 EUR 15 230 EUR 19 190 EUR
Новая система зажигания Motortech 2 300 EUR 5 120 EUR  7 200 EUR
Новая система топливосмешения Motortech VariFuel2­ 5 150 EUR 5 150 EUR  5 150 EUR
Система антидетонации ­Motortech DetCon20­ - 1 500 EUR 4 660 EUR
Система управления скоростью двигателя ­Motortech SC100­ 2 050 EUR 2 050 EUR 2 050 EUR
Радиаторы принудительного охлаждения­  - 5 000 EUR  17 000 EUR
Глушитель шума выхлопа­  2 500 EUR 2 500 EUR  5 800 EUR
Теплоутилизатор выхлопных газов­  22 000 EUR­ 22 000 EUR­­ 22 000 EUR­
Моторное масло, антифриз и аккумуляторы­ 3 000 EUR 4 000 EUR 5 000 EUR
ИТОГО:  162 500 EUR  195 350 EUR 255 850 EUR
Опция - система управления досветкой в тепличном комплексе ­ 10 000 EUR­ 10 000 EUR­ 10 000 EUR­

Примечания:

  1. Указанные суммы являются предварительными и подлежат уточнению после проведения полной дефектации предлагаемой к продаже газопоршневой электростанции.
  2. Гарантийный срок 12 месяцев распространяется исключительно на те части, детали и узлы оборудования, которые были заменены при проведении восстановительного ремонта двигателя, а так же на всё новое оборудование, которым комплектуется ГПУ.

Пуско-наладка

Пуско-наладку будут проводить специалисты, которые хорошо разбираются в оборудовании Motortech и имеют соответствующий опыт. Стоимость их услуг вполне адекватна: около 15 тыс. EUR за ПНР и ввод ГПУ в эксплуатацию.

Опция: система управления досветкой в теплицах

Как я уже упоминал, данная ГПУ с двигателем Perkins 4016-E61TRS изначально использовалась для досветки растений в тепличном комплексе. Необходимо учитывать, что эксплуатация газопоршневых электроагрегатов в таких условиях имеет свои особенности. Дело в том, что любые ГПУ набирают мощность ступенчато – не более, чем по 10 - 15%. Поэтому график электрической нагрузки при выходе на номинальную мощность выглядит как "лесенка".

Проблема заключается в том, что если включить сразу все лампы во всём тепличном комплексе, то газопоршневая мини-ТЭЦ, работающая изолированно от внешней сети, не сможет одномоментно "проглотить" всю нагрузку, "захлебнётся" и встанет по перегрузке. Поэтому сразу всё освещение в теплицах включать нельзя. Это надо делать постепенно - по секциям, состоящим из относительно небольшого количества ламп. В результате нагрузка на ГПУ тоже увеличивается постепенно - маленькими "ступеньками".

Конечно, постепенно включать освещение в теплицах можно и в ручном режиме. Но в этом случае нельзя забывать про человеческий фактор: однажды кто-то серьёзно "накосячит", и на устранение последствий потребуется много денег.

Для согласования работы ГПУ и освещения необходима автоматика
Для согласования работы ГПУ и освещения необходима автоматика

Поэтому оптимальный вариант - использовать для согласования работы ГПУ и досветки специальную автоматику. Такие шкафы управления никогда не входят в стандартный комплект поставки газопоршневых установок. Их заказывают только в том случае, если мини-ТЭЦ с самого начала предполагается использовать вместе с системой освещения в тепличном комплексе.

Такая специализированная система управления досветкой позволяет:

  • автоматически включать и выключать досветочные модули (секций) в заданном режиме с учётом оптимального временного интервала освещенности растений, выращиваемых в закрытом грунте;
  • равномерно увеличивать нагрузку на ГПУ.

Стоимость такой системы управления досветкой составляет около 10 000 EUR. Возможно подключение до 32 секций освещения. Информация о работе системы управления досветкой выводится на рабочее место оператора тепличного комплекса.

Где приводить ГПУ в порядок

Поскольку газовый двигатель Perkins 4016-E61TRS предполагается "по взрослому" модернизировать с помощью оборудования немецкой компании Motortech, то оптимальный вариант - отвезти контейнер непосредственно на производственную площадку мотортеховского официального дистрибутора в Санкт-Перебурге. Там же будет проведён и капремонт двигателя. Кстати, в Питере полно неофициальных поставщиков "родных" запчастей для всех Перкинсов. Причём в северной столице таких фирм гораздо больше, чем в Москве. Кроме того, в Питере работает компания, которая производит отечественные теплоутилизаторы и глушители для ГПУ. А нам один такой комплект понадобится обязательно.

ВЫВОД:

Эту конкретную газопоршневую установку будет удобнее "доводить до ума" у официального партнёра компании Motortech в Санкт-Петербурге. На выходе вы получите контейнерную ГПУ, восстановленную до состояния новой и полностью подготовленную к жёсткой эксплуатации в российских условиях.

Сколько будет стоить реализация проекта "под ключ"

Очевидно, что саму по себе ГПУ просто так начать эксплуатировать у вас не получится. Это ведь не дизель, который можно привезти, поставить на две шпалы, залить в бак солярку и сразу запускать в работу. Особенность заключается в том, что любая газопоршневая установка нуждается в подключении к газопроводу. Поэтому, чтобы рассматриваемую контейнерную газопоршневую установку ввести в эксплуатацию в официальном порядке, вам потребуется пройти многоэтапную процедуру:

  1. Подготовить расчёт потребности в топливе.
  2. Получить от газовщиков "лимиты на газ" (топливный режим).
  3. Провести инженерные изыскания.
  4. Разработать проектную документацию в соответствии с 87-м постановлением Правительства РФ.
  5. Пройти государственную или негосударственную экспертизу.
  6. Разработать рабочую документацию.
  7. Получить разрешение на строительство.
  8. Залить фундамент под контейнер ГПУ.
  9. Смонтировать газопоршневую установку.
  10. Проложить коммуникации (газопровод, электрические кабели, теплотрасса) и подключит к ним ГПУ.
  11. Включить трубопровод от ГПУ в тепловую схему существующей котельной.
  12. Подключить электрические кабели от ГПУ к распредустройству 0,4 кВ.
  13. Сдать объект инспекторам Ростехнадзора и получить от них разрешение на пуск газа для проведения ПНР.
  14. Провести пуско-наладку ГПУ.
  15. Провести комплексное опробование (72-часовые испытания) мини-ТЭЦ.
  16. Оформить документацию и сдать объект в эксплуатацию.

 

Основная особенность:

Затраты времени и труда на многие этапы строительства энергоцентра непропорциональна количеству электроагрегатов и их мощности.

Например, проектирование и прохождение экспертизы для энергоцентра в составе одной ГПУ мощностью 1 МВт занимает столько же времени и требует столько же сил, как и для трёх таких ГПУ суммарной мощностью 3 МВт. Поэтому глупо будет ожидать, что стоимость проектных работ для одной ГПУ будет в три раза дешевле, чем для трёх. В реальности всё может быть даже наоборот. На самом деле стоимость проектирования будет зависеть от технических особенностей конкретного энергоцентра и "хотелок" заказчика, которые должны быть отражены в техзадании.

Предварительная оценка стоимости строительства мини-ТЭЦ на 1 МВт для тепличного комплекса

Статья затрат­ Стоимость, EUR
ГПУ с двигателем Perkins 4016-E61TRS в контейнерном исполнении, восстановленная и модернизированная по максимальному варианту­ (с доставкой)­ 260 000
Система управления досветкой в тепличном комплексе ­ 10 000­
Вспомогательное оборудование (дымовая труба, насосы, теплообменники, арматура запорная и регулирующая, распредустройство 0,4 кВ, приборы учёта, газорегуляторное устройство, охранно-пожарная сигнализация, автоматизированное место оператора) ­ 35 000­
Проектные работы включая инженерные изыскания и прохождение экспертизы 30 000­
Подготовка площадки под установку контейнеров и заливка фундаментов 15 000­
Монтажные работы (оплата труда, материалы, машины и механизмы) 20 000­
Шеф-монтаж, пуско-наладка, обучение персонала 15 000­
Комплексное опробование, сдача в эксплуатацию, подготовка документации 10 000­
ИТОГО: 395 000­


Примечания:

  1. 395 тыс. EUR за весь проект "под ключ" - это потолок. На самом деле в зависимости от выбранного варианта восстановления ГПУ и от сложности конкретного проекта полные затраты будут в диапазоне от 200 до 395 тыс. EUR.
  2. Стоимость проектных работ будет уточняться после получения техусловий и согласования технического задания.
  3. Указана предварительная оценка стоимости вспомогательного оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ. Эта оценка основана на опыте предыдущих проектов. Состав вспомогательного оборудования определяется индивидуально применительно к каждому конкретному проекту энергоцентра. Точная смета будет получена в результате разработки проектной документации.
  4. В общую стоимость строительства энергоцентра не включены проектирование и строительство внешних сетей (газопровод, кабельная линия, теплотрассы).
  5. Окончательно стоимость фундаментов под контейнер можно определить только по результатам инженерно-геологических изысканий.
  6. Не смотря на размещение ГПУ в контейнере, всё равно в каком-нибудь соседнем здании придётся выделить комнату для удалённого рабочего места оператора. Например, возможен такой вариант, что обязанности оператора газопоршневых установок возлагаются на дежурную смену котельной и соответствующее рабочее место организуется именно там.

Очень важно

Это предупреждение обязательно должен прочитать каждый, кто собирается покупать б/у газопоршневые установки в Европе. Эта информация позволят вам сэкономить время и сохранить деньги.

Заказ на бывшие в употреблении ГПУ

Если вас интересуют б/у газопоршневые установки под конкретный проект, то вы можете оставить мне соответствующий запрос, заполнив форму прямой связи. ЭТО БЕСПЛАТНО !

Кроме того, вы можете обратиться ко мне по указанным ниже контактам.

Подбор бывшего в употреблении оборудования для вашей мини-ТЭЦ !

На европейском и российском вторичном рынках можно подобрать для вас следующее б/у оборудование для энергоцентра:

Модели ГПУ: MAN, Jenbacher, MWM, Caterpillar, Guascor, Perkins

Единичная мощность:  от 50 кВт до 4,5 МВт.

Количество: от отдельной установки до комплектной электростанции в составе нескольких электроагрегатов.

Возраст: от 25-30 лет до "однолеток".

Наработка: от 0 до 120 тысяч часов.

Состояние: от "муха не сидела" до "ушатанные в хлам".

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Подавляющее большинство б/у ГПУ предлагаются на продажу в нерабочем виде. Но я обязательно представлю вам подробные расчёты затрат на восстановление такой газопоршневой установки до состояния новой.
 

Пример расчёта затрат на ремонт б/у Jenbacher

Оценка восстановления комплектной ГПЭС в составе четырёх б/у ГПУ Jenbаcher J616 GSC01 1997 года выпуска

Бывшие в употреблении ГПУ

Как выбрать б/у оборудование на вторичном рынке газопоршневых электроагрегатов в Европе и в России.

Актуальные предложения б/у ГПУ и микротурбин

Какое оборудование можно купить прямо сейчас и какими будут затраты на капитальный ремонт и модернизацию.

© МетеоЭнергетик, 2020
Валерий Мартынов. Частный консультант по ГПУ, микротурбинам и мини-ТЭЦ.
Моб.: +7 (903) 747-77-71 E-mail: meteoenergetic@yandex.ru