Техобслуживание газопоршневой электростанции

Особенности технического обслуживания ГПЭС в российских условиях

Что такое техобслуживание оборудования в соотвествтвии с ГОСТом

Техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Техническое обслуживание содержит регламентированные в конструкторской документации операции для поддержания работоспособности или исправности изделия в течение его срока службы.

В техническое обслуживание могут входить мойка изделия, контроль его технического состояния, очистка, смазывание, крепление болтовых соединений, замена некоторых составных частей изделия (например, фильтрующих элементов), регулировка и т.д.

 

ГОСТ 18322-78. "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения"

ГОСТ 18322-78.pdf

Размер файла: 377.73 кб

Система техобслуживания и ремонта техники

Скачать

Что входит в стандартное ТО газопоршневой электростанции

Это профилактические работы, направленные на поддержание ГПЭС в работоспособном (исправном) состоянии с целью предотвращения поломок и внеплановых ремонтов.

 1. В соотвествии с графиком меняются расходные материалы и части:

  • моторное масло (одновременно проводится его долив);
  • масляные фильтры;
  • прокладки (не все, а только подлежащие замене при ТО);
  • свечи зажигания;
  • охлаждающая жидкость (антифриз).

2. Проводится чистка и смазка деталей и узлов газового двигателя.

3. Осуществляется контроль, проверка и регулировка агрегатов.

4. Устраняются небольшие неисправности и поломки.

Своевременное проведение техобслуживания - залог безаварийной работы любой ГПЭС ­
Своевременное проведение техобслуживания - залог безаварийной работы любой ГПЭС ­

Кто должен проводить техническое обслуживание ГПЭС

Обычное ТО должен делать местный персонал

Стандартная российская практика заключается в том, что все виды ТО газопоршневых электростанций осуществляются сотрудниками соотвествующей эксплуатирующей организации, то есть персоналом мини-ТЭЦ:

  • организует проведение техобслуживания и непосредственно руководит всем процессом главный энергетик или начальник энергоцентра;
  • в самих работах обычно участвуют только операторы дежурной смены (в том числе и свободные от дежурства в этот день);
  • общий контроль за соблюдением графика технического обслуживания газовой электростанции, как правило, возлагается на главного инженера предприятия.

Такой подход обусловлен тем, что все операции, входящие в обычное ТО, являются достаточно простыми и не требуют какого-то многолетнего специфического опыта или длительного обучения. Поэтому проведение полного объёма данных работ на газопоршневой электростанции вполне доступно российским электрикам и механикам по ДВС, имеющим среднее специальное образование, не говоря уже о дипломированных инженерах.

Проводить техобслуживание газопоршневой электростанции должны операторы мини-ТЭЦ ­
Проводить техобслуживание газопоршневой электростанции должны операторы мини-ТЭЦ ­

Кого надо брать на должности операторов дежурной смены

Поскольку ТО газопоршневых электростанций должны проводить операторы мини-ТЭЦ, то оптимальным вариантом является подбор на эти должности людей, имеющих техническое образование, желательно со специализацией именно по двигателям внутреннего сгорания или электрике. Например, идеальный вариант - бывшие судовые механики. Причём наличие диплома ВУЗа не является обязательным условием для успешного технического обслуживания ГПЭС. Гораздо важнее имеющийся у конкретного человека опыт работы, а так же ответственность за порученное дело. И ещё очень важно, чтобы это были в меру пьющие люди (в существование совсем не пьющих операторов я слабо верю). Если вы возьмёте в штат энергоцентра людей, сильно подверженных влиянию "зелёного змия", то не удивляйтесь, когда однажды ночью вам сообщат, что вся дежурная смена перепилась, вследствие чего электроагрегаты остановились по аварии.

Если люди у вас вменяемые, и они имеют соотвествующий опыт работы, то обучить их правилам эксплуатации и технического обслуживания газопоршневой электростанции не составит никакого труда. Обычно такое обучение входит в стоимость поставки оборудования и проводится специалистами компании-поставщика ГПЭС в процессе проведения ПНР и комплексного опробования энергоцентра. Пройдя такое обучение операторы дежурной смены вполне в состоянии самостоятельно справиться с проведением ТО, поскольку, честно говоря, нет ничего особо сложного в замене на газопоршневом двигателе моторного масла, фильтров и свечей зажигания. Не намного сложнее, чем на обычном грузовом автомобиле или бульдозере (только свечи добавляются).

Есть ли смысл привлекать специализированные компании для стандартного ТО ГПЭС

В российских условях специализированные ремонтные организации (сервис-партнёры компании-производителя ГПЭС) для стандартного технического обслуживания газопоршневых электростанций привлекаются крайне редко. Это связано с тем, что каждый выезд таких специалистов стоит весьма недёшево, а платить им деньги просто за замену маслу или свечей нет никакого смысла. Как правило, сервисных инженеров из Москвы или Питера приглашают только для проведения ремонта газовых электороагрегтаов, но никак не для обычного ТО.

Менять свечи на газопоршневом двигатели должен уметь каждый оператор мини-ТЭЦ ­
Менять свечи на газопоршневом двигатели должен уметь каждый оператор мини-ТЭЦ ­

Однако в России есть объекты, на которых даже стандартное техобслуживание ГПЭС проводится силами высококвалифицированных инженеров из официального сервиса. Это те случаи, когда владелец мини-ТЭЦ вообще не хочет ничем заморачиваться, кроме своей основной деятельности, и заключает с ремонтной организацией договор на полный сервис оборудования, включая не только ремонты, но и ТО газовой электростанции.

Конечно, этот вариант обходится заказчику гораздо дороже, чем только ремонтные работы, ведь в стоимость такого договора входит оплата приезда специалистов даже на земену масла через каждые 1000 - 3000 часов. Но зато директор предприятия спит спокойно - он уверен, что доверил энергоцентр компетентным профессиналам из официального сервиса, которые предотвратят появление любых проблем.

Обычно в наших условиях подобный подход к ТО ГПЭС практикуют работающие у нас иностранные компании (хотя есть и российские, но их очень мало). Владельцы отечественных предприятий, как правило, не любят разбрасываться деньгами, и техническое обслуживание газовых электростанций у них в полном объёме проводит персонал мини-ТЭЦ. По всей видимости, для России это является оптимальным вариантом как с экономической, так и с технической точки зрения.

Основные виды и периодичность техобслуживания ГПУ

Замена масла и масляных фильтров

Это основной вид периодического техобслуживания газопоршневых двигателей, для проведения которого машина специально останавливается. Для проведения остальных видов ТО (например, замена свечей) ГПУ, как правило, специально не выключают, а проводят такое обслуживание одновременно с заменой масла или ремонтом. Масляные фильтры меняют при каждой замене моторного масла.

Каждый производитель газопоршневых двигателей обычно указывает рекомендуемые марки масла. Причём это моторные масла именно для газовых двигателей, т.е. их состав оптимизирован под двигатели, работающие на газовом топливе. Использовать для газопоршневых электростанций масло, разработанное для дизелей, нежелательно, так как это, скорее всего, приведёт к снижению ресурса двигателя.

В зависимости от марки масла, модели газопоршневого двигателя и условий его эксплуатации необходимость замены моторного масла возникает через 1000 – 4000 моточасов. При этом на некоторых ГПЭС, работающих на попутном газе, масло требуется менять уже через 600 – 800 моточасов. В то же время есть объекты, на которых масло меняют через 5 000 ч. Как правило, такой период между заменами достигается за счёт использования самых дорогих синтетических масел, являющимися премиальными в линейке любого производителя.

Общее эмпирическое правило: чем дороже моторное масло, тем реже его приходится менять.
Petro-Canada Sentron LD5000 ­для Caterpillar G3516 B­
Petro-Canada Sentron LD5000 ­для Caterpillar G3516 B­
Замена масла проводится по результатам лабораторной проверки его параметров. Как правило, пробы масла отправляют в лабораторию после отработки первых 500 – 1000 ч через каждые последующие 300 – 500 ч эксплуатации, хотя для некоторых моделей двигателей и марок масла есть рекомендация проводить анализ масла через каждые 100 ч после первых 500 ч наработки.

На многих объекта у технических специалистов с большим опытом эксплуатации ГПУ есть понимание, что на их машинах конкретную марку масла надо менять через чётко определённый интервал времени. В этом случае пробы масла уже не отправляют в лаборатории, а при замене моторного масла ориентируются только на наработку в моточасах.

Какое масло выгоднее использовать – дешёвое, которое надо чаще менять, или дорогое, но с более длительными интервалами замены? Общего правила нет, в каждом энергоцентре используют свой подход. Ведь учитывать необходимо не только период работы между заменами, но и угар масла. Например, дорогое синтетическое масло менять придётся значительно реже, чем дешёвое, но расход на угар при этом существенно не изменится. А значит в денежном выражении статья «затраты на угар масла» увеличится.

Пустые бочки ёмкостью 208 л из под моторного­ масла Mobil Pegasus­ 705­
Пустые бочки ёмкостью 208 л из под моторного­ масла Mobil Pegasus­ 705­
Поэтому для обоснованного выбор марки масла необходимо провести расчёты, которые будут учитывать три параметра:
  • периодичность замены масла;
  • расход масла на угар;
  • реальная выработка электроэнергии.
При этом критерием при выборе той или иной марки масла будут удельные расходы на моторное масло в расчёте на 1 кВт*ч выработанной электроэнергии. Далее расчётные данные должны быть подтверждены в ходе реальной эксплуатации газопоршневых установок.
В результате даже для одних и тех же моделей ГПУ на разных объектах могут оказаться оптимальными разные марки моторного масла.

Примеры периодичности замены моторного масла в газопоршневых двигателя

Масло Petro-Canada Sentron LD5000 более дорогое, чем Mobil Pegasus 705, поэтому менять его надо реже. Марка газопоршневого двигателя при этом не имеет значения.

На Липецкой птицефабрике (две ГПУ Caterpillar G3516B и одна G3516C) используют масло Petro-Canada Sentron LD5000. Замена масла и фильтров проводится через 2000 ч. Соответственно периодичность проведения ТО составляет 2000 ч.

 

В тепличном комплексе «Подосинки» (Московская область) эксплуатируются три ГПУ Jenbacher JMS616. Используется машинное масло Mobil Pegasus 705. Периодичность замены – 1500 моточасов. А значит периодичность проведения техобслуживания – тоже 1500 ч.

 

Sentron LD5000.pdf

Размер файла: 368.02 кб

Паспорт смазочного материала

Скачать

 

Mobil Pegasus 705.pdf

Размер файла: 169.57 кб

Паспорт машинного масла

Скачать

 

Замена свечей зажигания

Свечи меняют через 2 000 – 10 000 часов эксплуатации в зависимости от модели двигателя и марки свечей. Причём обычно действует то же правило, что и в случае с заменой машинного масла: чем дороже свечи, тем реже их  меняют.

Впрочем, это ещё далеко не всё...

Продолжение следует

Более подробно о техобслуживании и ремонте ГПУ в нашей стране

 
 
 

Техобслуживание и ремонт газопоршневых установок

Что входит в техническое обслуживание и ремонт ГПУ

Ремонт газопоршневых электростанций

Особенности росийского ремонта ГПЭС иностранных производителей

Ремонт б/у газопоршневых установок

Как отремонтировать и модернизировать бывшие в употреблении ГПУ
 
 
 

Снижение затрат на сервис ГПЭС

 

Правильные люди и цены

Заказывайте проведение техобслуживания и ремонта газопоршневых электростанций у НЕЗАВИСИМЫХ сервисников:
  • стоимость работ заметно дешевле, чем в официальных сервис-центрах поставщиков импортных ГПЭС;
  • используются "родные" запчасти и более дешёвый "неоригинал" (по вашему желанию);
  • предварительное проведение дефектации;
  • все работы выполняют специалисты с серьёзным опытом;
  • прямой выход на сервисную организацию (без посредников).
 

Марки ГПЭС

MWM, Caterpillar, Jenbacher, Cummins, Siemens (Guascor), FG Wilson и Petra (двигатели Perkins), MTU, "маленький" MAN.
 

Специальное предложение

Приведение к нормальной работе, регулировка и последующее обслуживание отечественных ГПЭС на базе двигателей ЯМЗ, а так же китайских ГПУ (PowerLink и др.).
 
Сделать заказ, можно заполнив форму прямой связи. Или обращайтесь по указанным ниже контактам.