Назад к списку

Ещё раз о китайских ГПУ малой мощности (до 500 кВт)

В последнее время ко мне довольно часто поступают однотипные вопросы касательно приобретения небольших китайских газопоршневых установок мощностью до 500 кВт. Проблема сводится к тому, что денег у людей мало, а ГПУ купить очень хочется. Что делать в этой ситуации, какую марку ГПУ выбрать?

Я постарался ответить на этот и все сопутствующие вопросы одним махом:


1. Покупайте, что хотите!

Какую бы китайскую ГПУ мощностью до 500 кВт вы не купили, с вероятностью 90% уже в первый год эксплуатации у вас с ней будут технические проблемы. Причём первые сложности проявятся ещё на этапе ПНР.

Насколько ситуация будет серьёзной – это кому как повезёт. Однако в ваших силах снизить риски. И ниже я подробно расскажу, как это сделать. Поэтому не надо пугаться. При правильном подходе многих проблем можно заранее избежать, а оставшие устранить по мере появления.

2. Всё надо перепроверять

Никаким техническим характеристикам китайских ГПУ, которые указывают сами китайские производители и российские поставщики, верить нельзя. Всё надо перепроверять на практике.

3. Резервная и постоянная мощность

Всегда выясняйте, какая номинальная мощность указана в технических характеристиках – постоянная или резервная. Если резервная, то такую ГПУ нельзя постоянно нагружать более, чем на 80% от номинала. То есть, если вы хотите поставить под майнинг ГПУ с резервной мощностью 250 кВт, то реальная постоянная нагрузка не должна превышать 200 кВт.

4. Контроллеры

Лучше всего, если ваша китайская ГПУ будет на контроллерах ComAp или Motortech, а не на родных китайских системах управления. Тоже самое касается и системы зажигания – оптимально, если это будет Motortech.

5. Кустарная переделка дизелей под газ

В Китае очень широко распространён бизнес по кустарной (гаражной) переделке обычных дизельных двигателей под газовое топливо. Особенно часто это процедуру проделывают с движками Cummins старых моделей китайского производства. В принципе, это тоже самое, чем у нас очень любят заниматься с дизелями ЯМЗ (особенно в Ярославской области).

Ничего хорошего из этого не получится!

Просто потому, что температура горения газовоздушной смеси значительно выше, чем у дизтоплива. А значит, для изготовления цилиндропоршневой группы газового двигателя надо использовать другие марки металла, чем для дизелей. Кроме того, головки цилиндров газового двигателя должны охлаждаться лучше, чем у дизелей. Поэтому и конструкция у головок газовых движков должна быть несколько иной, чем у обычных дизелей.

И, самое главное, степень сжатия у газовых двигателей не должна превышать 12,5 (обычно 11,5 – 12,0). У дизелей степень сжатия обычно от 13,5 до 21. В результате газовоздушная смесь в камере сгорания обычного дизеля при нагрузке в 50% и более будет не гореть, а взрываться (это явление называется детонацией), что может привести к полному разрушению двигателя.

Для снижения степени сжатия необходимо увеличить объём камеры сгорания. С этой целью можно, например, выточить полукруг в донце поршня или поставить более толстую прокладку между блоком и головкой. Но когда это делается в полукустарных условиях без конструкторских расчётов, то ни к чему хорошему не приводит. Хотя бы потому, что процессы горения топлива в камере сгорания ДВС описываются уравнениями с эмпирическими коэффициентами. А те люди, которые занимаются гаражной переделкой дизелей под газ, даже слов таких не знают.

Таким образом, в большинстве случаев ждать устойчивой и долгой работы дизеля, переделанного кустарным образом под газ, не приходится (хотя у нас в России есть специалисты, которые даже на ЯМЗ добиваются интересных результатов). Но в общем случае покупка китайского дизеля, переделанного для работы на природном газе – это очень плохая идея.

На Youtube даже есть отдельный канал, где человек подробно рассказывает, как он мучается с китайскими Камминзами, переделанными под газ. Посмотрите, это крайне интересно! Но это очень хороший технический специалист, которому нравится сам процесс возни с железками (респект и уважуха!). Он получает удовольствие от самого процесса работы с китайской ГПУ. А если вы хотите просто делать бизнес на ГПУ, то этот путь не для вас.

Кстати, у нас есть персонажи, которые предлагают свои ГПУ мощностью 200 – 300 кВт на якобы восстановленных ими газовых движках MAN. А по факту это переделанные под газ б/у дизели MAN. Будьте осторожны! Это шаромыжники! Там ничего толком не работает! Всегда в таких случаях требуйте у продавца его референц-лист и проверяйте, реально ли на указанных объектах установлено соответствующее оборудование. И как оно там работает. Поскольку может оказаться, что ГПУ действительно есть, но они изначально нерабочие.

6. Заводские газовые двигатели

Конечно, в Китае есть и газовые двигатели заводского производства, разработанные на базе широко распространённых дизелей. В основном они представлены такими марками, как Weichai (просто Вичай, а не Вичай Бедуин), Yuchai и Sinotruk. Причём это не самопал, а вполне себе нормальные конструкторские разработки. И можно совершенно точно сказать, что в целом это вполне достойная продукция.

Проблема заключается в том, что газовые двигатели указанных марок изначально предназначены для установки на грузовики и автобусы, которые бегают на газовом топливе (как правило, на пропане). А никакой автотранспорт никогда не работает 24 часа в сутки 365 дней в году. По факту автобусы и обычные грузовики (если это не междугородние фуры) находятся в движении, как правило, не более 10 – 12 часов в сутки (а чаще всего и того меньше).

Поэтому, если указанные автомобильные газовые двигатели использовать в газопоршневых установках, которые работают круглосуточно и круглогодично, то совершенно непонятно, сколько они в таком режиме протянут.

То есть, основная проблема ГПУ с китайскими газовыми движками Weichai, Yuchai и Sinotruk – это непонятный срок службы. Никто не знает, какой у них фактический ресурс до капремонта при работе в соствае ГПУ. Может они развалятся через 10 тыс. часов. А может оттарабанят без особых проблем и все 30 тыс. часов.

Таким образом, заявленный китайскими производителями и российскими поставщиками для любых китайских ГПУ мощностью до 500 кВт ресурс в 30 – 40 тыс. часов до капремонта (кое-кто договорился и до 64 тыс. ч) – это вопрос вашей личной веры. Некоторые, например, верят в Деда Мороза. А я не верю! Хотя, судя по тому, что на 9 мая в Москве выпал снег, возможно я и не совсем прав.

Майское утро в Москве

Кстати, аналогичная ситуация была с газовыми двигателями Daewoo (Ю.Корея), якобы разработанными на базе старых моделей дизелей MAN. В качестве автомобильных движков в самой Корее они вроде бы зарекомендовали себя неплохо. Но когда их стали ставить на ГПУ (например, этим баловалась турецкая AKSA), то выявилась куча проблем. Поэтому тема ГПУ на двигателях Daewoo у нас в России довольно быстро сдулась.

7. Пакетировщики ГПУ

Помимо неопределённости с надёжностью и ресурсом китайских газовых двигателей есть ещё и вполне очевидные непонятки со сборщиками электростанций.

Дело в том, что китайские производители газовых двигателей сами если ГПУ и собирают, то в относительно небольшом количестве. Поскольку их основной бизнес – это всё-таки двигатели, а не электростанции. Основная масса ГПУ и ДГУ в Китае собирается независимыми пакетировщиками, а не компаниями-производителями двигателей.

А в Китае десятки, если не сотни пакетировщиков газопоршневых установок! Причём основной специализацией у них являются не ГПУ, а ДГУ. То есть ГПУ все они занимаются по остаточному принципу

Вполне ожидаемо, что при сборке газопоршневых электростанций разные пакетировщики комплектуют свои изделия совершенно по-разному. И качество сборки у них тоже разное. Таким образом, даже при использовании одного и того же газового двигателя у двух разных китайских пакетировщиков может получиться два совершенно разных изделия с очень сильно отличающимися надёжностью и ресурсом.

Хуже того, один и тот же китайский пакетировщик при сборке одной и той же модели ГПУ может использовать разные комплектующие, что самым непосредственным образом влияет на надёжность машины и её ресурс. То есть, если вы выбили из китайского поставщика скидку на газопоршневую установку в размере 5%, то это совершенно не значит, что он на вас заработает на 5% меньше денег. Скорее всего, он просто поставит на вашу ГПУ более дешёвые комплектующие, компенсировав тем самым выданную вам скидку в 5%, в результате чего надёжность вашей машины снизится, причём не на 5%, а уже на 30%.

Поэтому, даже если вы купите собранную в Китае газопоршневую электростанцию с родным немецким двигателем MAN (а такие предложения, безусловно, есть), то глупо ожидать от этой машины таких же надёжности и ресурса, как от ГПУ с аналогичным двигателем, но оригинальной немецкой или нашей питерской сборки. Я полагаю, что, купив такой относительно недорогой китайский MAN, вы будете жестоко разочарованы, так как совершенно точно не получите ожидаемого немецкого качества. Хотя бы потому, что китайцы никогда не ставят на ГПУ небольшой мощности двухопорные генераторы, как это делают немцы.

Таким образом, сейчас очень важно определить не только китайские газовые двигатели с приемлемыми надёжностью и ресурсом, но и адекватных пакетировщиков ГПУ, которые не экономят на качестве комплектующих и ответственно подходят к сборке готовых изделий. Основное требование к китайским пакетировщикам– обеспечить стабильное качество ГПУ на выходе.

8. Комплектация китайских ГПУ

а) Контейнеры

Китайские пакетировщики предлагают свои контейнеры по очень неплохим ценам. Что касается качества, то его, конечно, надо смотреть в каждом конкретном случае индивидуально. Однако совершенно очевидно, что в Китае есть очень неплохие варианты контейнеров.

Однако проблема в том, что в большинстве случаев недорогие китайские контейнеры не очень подходят для эксплуатации в российских условиях. Например, у них может быть небольшая толщина стенок, что не позволяет обеспечить необходимый уровень шумоглушения и теплоизоляции. И, в любом случае, китайские контейнеры с ГПУ надо будет уже на месте доукомплектовывать под российские требования. Например, системами пожарной сигнализации.

Поэтому по уму, конечно, все китайские ГПУ надо пакетировать в российские контейнеры. Но это будет однозначно дороже.

б) Кожухи

Что же касается индивидуальных кожухов шумоглушения, которые китайцы устанавливают на свои ГПУ по очень хорошим ценам, то с технической точки зрения одни бессмысленны и даже вредны. На улице в большинстве регионов России ГПУ в таких кожухах ставить нельзя, так как зимой двигатели там замёрзнут. А если ставить такую ГПУ в отапливаемом помещении, то неизбежно возникают проблемы с обдувом двигателя и отводом излишков тепла наружу (особенно в летнее время). В общем, с кожухами нет смысла заморачиваться. Лучше взять открытую ГПУ.

Я не вижу особого смысла покупать китайские ГПУ в кожухах

в) Системы теплоутилизации и глушители

Теплообменники газ/вода для утилизации тепла выхлопных газов и глушители я бы однозначно рекомендовал брать только российские. Качество у наших производителей очень достойное при вполне адекватных ценах. Аналогичные изделия китайского производства, конечно, могут быть заметно дешевле, но и качество при этом уже однозначно хуже, чем у российской продукции.

г) Радиаторы охлаждения

Радиаторы охлаждения можно использовать китайские. Но категорическая рекомендация: покупайте только выносные горизонтальные радиаторы.

Конечно, встроенные вертикальные радиаторы, установленные на одной раме с газовым двигателем по «дизельному» варианту, стоят несколько дешевле. Но с инженерной точки зрения это менее грамотное решение, влекущее проблемы с отводом тепла от двигателя. А с китайскими двигателями у вас и так сложных технических вопросов будет более чем достаточно.

9. Покупка ГПУ в напрямую в Китае

Нет никакой проблемы в том, чтобы практически любую китайскую ГПУ напрямую купить в Китае у производителя двигателя или у пакетировщика.

Однако я считаю, что для 90% российских покупателей китайских ГПУ это плохой вариант:

а) От китайцев вы не получите должной технической поддержки (а, скорее всего, никакой техподдержки не будет вообще).

б) Не очень понятно, кто и как в этом случае будет делать ПНР. Хотя, например, людям в Нижнекамске при покупке ГПУ Вичай в такой ситуации предложили сделать ПНР по интернету.

в) Скорее всего, самостоятельно в Китае вы купите ГПУ в некой упрощённой комплектации, которая будет стоить недорого, но окажется не совсем пригодной для эксплуатации на вашем конкретном объекта.

Для заказа любой ГПУ (не обязательно китайской) в правильной комплектации надо быть хорошо погруженным в тему и иметь соответствующий многолетний опыт. А у вас ни такого опыта, ни необходимых знаний, скорее всего, нет. Поэтому с правильной комплектацией ГПУ при самостоятельной покупке напрямую в Китае вы почти точно пролетите.

г) Совершенно непонятно, кто и как будет выполнять гарантийные обязательства.

д) Абсолютно ясно, что если ваша ГПУ окажется нерабочей (а вероятность этого далеко не нулевая), то отсудить свои деньги у китайского поставщика у вас не получится по определению. Просто потому, что суд в Китае вам обойдётся дороже стоимости этой ГПУ.

Таким образом, если вы купите ГПУ напрямую в Китае, то трахаться с ней в дальнейшем будете исключительно самостоятельно. Впрочем, у меня есть технические специалисты, которые могут вам помочь в сложной ситуации даже с китайской ГПУ (на самом деле не все готовы с этой техникой возиться). Обращайтесь, если потребуется. Но эти люди тоже не всесильны. И услуги их стоят весьма приличных денег.

Поэтому надо ещё раз напомнить, что скупой платит дважды: один раз китайцам за покупку ГПУ напрямую в Китае, второй раз - российским специалистам, которые будут настраивать и доводить эту машину до ума уже на месте эксплуатации после того, как выяснится, что она не может толком работать.

9. У кого не надо покупать китайские ГПУ в России

Совершенно точно китайские ГПУ не надо покупать у российских поставщиков, которые специализируются на дизельных электростанциях. Поскольку ГПУ для них – это побочная тема, в которой они разбираются весьма посредственно. Поэтому нормальной технической поддержки по газопоршневым установкам от «дизелистов» вы не получите никогда.

А после покупки любой китайской ГПУ грамотная техподдержка вам очень даже понадобится!

10. У кого следует покупать китайские ГПУ в нашей стране

Если вы хотите минимизировать проблемы с китайской газопоршневой установкой любой марки (а такие проблемы в той или иной степени у вас будут совершенно однозначно), то приобретать её надо у тех людей, которые долгие годы специализируются на данной теме. Причём желательно, чтобы до введения санкций они имели опыт работы с европейскими и американскими ГПУ.

Причём самый оптимальный вариант – покупать китайскую ГПУ у тех российских фирм, которые предоставят вам по данному оборудованию полный комплекс услуг «из одних рук»:

  • поставка газопоршневой электростанции из Китая на условиях DDP;
  • разработка проектной документации и её экспертиза;
  • монтаж ГПУ;
  • пуско-наладка и сдача в эксплуатацию;
  • гарантийное и послегарантийное обслуживание;
  • поставка запчастей;
  • техническое обслуживание, плановые и аварийные ремонты. 

В ситуации очень большой неопределённости с китайскими двигателями и пакетировщикам только такой комплексный подход, при котором ответственность за конечный результат не размыта, а сосредоточена в одном юрлице, может снизить риски покупателя при приобретении любой китайской газопоршневой установки.

У меня есть партнёры, которые обеспечивают подобный комплексный подход при реализации проектов на китайских ГПУ. Если есть интерес, то обращайтесь.

11. Себестоимость электроэнергии

Точно посчитать себестоимость электроэнергии, вырабатываемой любыми китайскими ГПУ, на сегодняшний день не представляется возможным. Просто потому, что никто не понимает, сколько эти машины реально отработают до капремонта, и во что по деньгам выльется их сервис за весь жизненный цикл.

Поэтому даже не заморачивайтесь данной темой, и будут вам покой и радость. Просто примите как данность, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой китайскими ГПУ, на сегодня составляет около 3,5 руб./кВт*ч без НДС (включая затраты будущих периодов на средний и капитальный ремонты). В эту сумму входят газ (на уровне 6 – 7 руб. / куб. м без НДС), затраты на персонал, на масло, на запчасти и на сервисных специалистов.

3,5 руб./кВт*ч – это не результат расчётов, а моя экспертная оценка. Если кто-то будет вам рассказывать, что сейчас полная себестоимость электроэнергии у китайских ГПУ менее 3,0 руб./кВт*ч без НДС, то спорить с ним не следует. Просто поостерегитесь покупать ГПУ у такого сказочника.

12. Китайских б/у ГПУ не бывает

Если вам предлагают бывшую в употреблении китайскую ГПУ мощностью до 500 кВт как внутри России, так и из самого Китая, то даже обсуждать такой вариант нет смысла. Просто потому, что с вероятностью 90% это уже металлолом, выработавший свой ресурс. Не забивайте себе мозги и не тратьте своё и чужое время.

ВЫВОД:

Точное понимание того, какие китайские газопоршневые установки для российского рынка лучше, а какие хуже, появится не ранее, чем через 2 – 3 года, когда накопится достаточный опыт эксплуатации этого оборудования в России. Сейчас на мощностях до 500 кВт какую-то конкретную китайскую марку ГПУ однозначно рекомендовать невозможно. И вы должны совершенно чётко понимать, что при покупке любой китайской ГПУ определённые сложности просто неизбежны. Но эти проблемы можно минимизировать, если работать с правильным российским поставщиком, который оказывает полный комплекс услуг «под ключ».

РЕКОМЕНДАЦИИ по покупке ГПУ мощностью до 500 кВт:

Если у вас есть деньги, то купите новую ГПУ питерской сборки с родным немецким двигателем MAN. И будет вам счастье. Но недёшево, совсем недёшево.

Если найдёте, то купите б/у ГПУ с двигателем MAN. Но берите ГПУ только с настоящим газовым двигателем MAN, а не переделку из дизеля. Однако б/у ГПУ MAN в России практически нет. Никто эти машины почему-то продавать не хочет. Но можно заказать такой MAN у специальных людей, которые возят эти ГПУ кривыми путями из Европы. Я их знаю, обращайтесь, состыкую напрямую.

Если вы хотите купить всего одну или две ГПУ, то можно попробовать найти в России б/у машины с двигателем Perkins или маленькие Катерпиллары. Но с ними тоже большие проблемы. Всё, что было приличного, уже раскупили. Да и неприличное тоже уже разобрали.

Если вам хочется уложиться в ограниченный бюджет, или б/у ГПУ для вас по каким-то причинам неприемлемы, то смело покупайте китайскую ГПУ. С выбором конкретной марки можете особо не заморачиваться. Те или иные проблемы у вас всё равно будут с любой китайской ГПУ малой мощности. Если не прямо сейчас, так через год. И вам надо быть готовым к этому и морально, и материально. И если вам не удасться самостоятельно справиться с возникшими сложностями, то я подключу специалистов, которые смогут вам помочь за вполне разумные деньги.

Хотя сейчас я бы рекомендовал присмотреться к газопоршневым установкам с двигателями Cummins, которые делают на новом заводе этой фирмы в Китае. Есть информация, что получился интересный вариант. Но тоже надо проверять на практике.


Комментировать данный материал и задавать вопросы вы можете в моём телеграм-канале под соответствующим постом: https://t.me/MeteoEnergetic/155