Назад к списку

Выставка "Нефть и газ-2018"

На прошлой неделе я ненадолго заскочил на выставку "Нефть и газ-2018", проходившую в Москве в выставочном комплексе Крокус-Экспо. Традиционно в части энергетического оборудования на этом мероприятии обычно хорошо представлены только производители газотурбинных установок (ГТУ). И нынешняя выставка не стала исключением. Но на этот раз я обнаружил ещё и одного пакетировщика ГПУ. Причём китайского и достаточно интересного.


Турбинщики

Как обычно на выставке были представлены основные игроки российского рынка ГПУ.

Solar Turbines

Участие данной компании в выставке "Нефть и газ" просто обязательно. Ведь многие российские компании используют данные турбины для выработки электроэнергии на попутном газе в том случае, когда в силу каких-либо причин нет возможности применять ГПУ (например, из-за большой доли высших углеводородов в составе газа). Техника хорошая, проверенная и понятная. Но довольно дорогая. К сожалению, отечественных аналогов с аналогичным уровнем надёжности пока нет. Зато наши ГТУ дешевле, что немаловажно.

Что интересно, в этом году на выставке отсутствовал главный иностранный конкурент Solar Turbines - компания Centrax из Великобритании. Наверное, англичане испугались, что траванут их тут у нас, как Скрипалей. Хотя, вот, например, английская сборная по футболу очень даже неплохо себя чувствует в России. Но чемпионом мира не будет :-)

Solar Turbenes на "Нефть и газ-2018" приехали, а Centrax gas turbines - побоялись

РЭП Холдинг

Из всех турбинщиков, присутствовавших на выставке, больше всего посетителей я обнаружил на стенде РЭП Холдинга (Санкт-Петербург). Более того, по всей видимости у них на стенде было гораздо больше посетителей, чем на стендах всех остальных турбинщиков вместе взятых. Дело в том, что питерцы поступили очень хитро: вместо никому не интересной рекламы своих турбин (специалисты об этой технике и так всё знают) они запустили на большом экране прямую трансляцию футбольного матча Португалия-Марокко. Естественно, народ скучковался на стенде РЭП Холдинга, откровенно "забив" на свои прямые обязанности. Но всё было очень прилично: никто не скакал, не кричал и в дудки не дудел. Всё-таки на подобных мероприятиях работают весьма серьёзные люди. Да и скакать в деловых костюмах не очень удобно. Хотя, с другой стороны, я подозреваю, что на выставке "Нефть и газ-2018" среди участников и посетителей не было вообще ни одного португальца или марокканца: холодно им у нас в ЯНАО или ХМАО.

Матч Португалия-Марокко. Счёт 1: 0. За кого болеют сотрудники РЭП Холдинга ?

На самом деле я хотел узнать, когда пойдёт в серию электростанция ГТЭ-16 на базе турбины Т16

Что-то мне подсказывает, что этим людям футбол гораздо интереснее, чем питерские ГТУ

КМПО

На стене у казанцев не оказалось вообще никого. По всей видимости все ушли смотреть футбол на стенд РЭП-Холдинга. Ну и ладно. У меня к ним вопросов и не было.

Люди! Где вы? Ау !

Объединенная двигателестроительная корпорация (входит в Ростех)

На самом деле из всех российских производителей ГТУ у меня самый большой вопрос к ОДК и Ростеху: когда же, наконец, наша страна получит газовую турбину большой мощности (свыше 100 МВт). Теме уже 20 лет, а результатов кот наплакал! Напомню, что атомную бомбу и первую АЭС в нашей стране создали в гораздо более сжатые сроки. Причём сразу же после страшной войны.

Проблема заключается в том, что сейчас в нашей стране используются большие газовые турбины в основном немецкого (Siemens) и американского (GE) производства. А это есть прямая и явная угроза национальной безопасности России: в случае ужесточения санкций нам в любой момент могут перекрыть поставку запчастей к эти турбинам и их техподдержку. Не говоря уже о возможности дистанционного отключения и остановки оборудования, поскольку очевидно, что в программном обеспечении систем управления импортных ГТУ могут быть соответствующие закладки. В результате очень значительная часть российской большой энергетике может просто встать. Вот тогда у нас и наступит настоящий прорыв, обещанный в новом майском указе Президента РФ.

Стенд ОДК - один из самых стильных на выставке

И тут возникает главный вопрос: а кто, собственно говоря, занимается у нас работой по ГТД-110М?

Оказывается, что это ООО «Инжиниринговый центр «Газотурбинные технологии» — совместное предприятие ПАО «Интер РАО», АО «Роснано» и ПАО «НПО «Сатурн».

Многое сразу становится понятным. В этих организациях людям просто не до новой турбины ГТД-110М. Там у руководства стоят люди, имеющей совершенно другие приоритеты.

  1. В ПАО «Интер РАО» буквально на днях ФСБ выявило и задержало румынскую шпионку Карину Цуркан, которая, по всей видимости, имела серьёзных покровителей не только непосредственно в этой компании, но и в Минэнерго.
  2. АО «Роснано» возглавляет г-н Чубайс, главный идеолог и проводник приватизации 90-х годов, приведшей к страшным последствиям не только для российской науки и отечественного машиностроения, но и для всей экономики в целом.
  3. ПАО «НПО «Сатурн» входит в АО "ОДК", членом совета директоров которого является "эффективный менеджер" Сердюков А.Э., назначенный в 2016 г. председателем комитета по стратегии, по кадрам и вознаграждениям.


Анатолий Эдуардович Сердюков закончил в 1984 г. Ленинградский институт советской торговли и занимался после этого продажей и производством мебели. Однако в 2000 году Анатолию Эдуардовичу очень сильно повезло: он удачно женился на дочери Виктора Алексеевича Зубкова, российского государственного деятеля, очень близкого к Путину В.В. После чего Анатолию Эдуардовичу просто попёрло.

Прежде всего в 2000 г., то есть практически сразу после свадьбы, у Анатолия Эдуардовича внезапно обнаружился талант налоговика. Есть основания полагать, что этот талант у него обнаружил не кто-нибудь, а его собственный тесть, руководивший как раз в то время управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу. В результате г-н Сердюков, никогда ранее до этого сбором налогов не занимавшийся, сразу же оказался в кресле заместителя руководителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Санкт-Петербургу. Но это была только стартовая позиция. Уже в 2004 году Анатолий Эдуардович был назначен руководителем Федеральной налоговой службы России. То есть всего за четыре года человек, ранее ни дня не работавший на госслужбе и никогда не занимавшийся сбором налогов, стал руководителем очень серьёзного федерального ведомства. Если вы думаете, что при этом карьерному росту Сердюков А.Э. как-то поспособствовал Зубков В.А., то вы просто ничего не понимаете в управлении государством рассейским. Конечно же, Анатолий Эдуардович добился всего сам, своим умом, без всякой протекции со стороны тестя. Просто тесть раскрыл в г-не Сердюкове ранее скрытый талант к сбору налогов.

А в 2007 году настал звёздный час Анатолия Эдуардовича: старший лейтенант запаса Сердюков был назначен министром обороны РФ. Кто раскрыл у ст. л-та Сердюкова полководческий талант, достоверно не знает даже Википедия. Но успехи этого военачальника во главе военного ведомства очень широко известны. Чего стоит только одно расформирование мотострелковых и танковых дивизий и переход на бригадную структуру. А ещё, например, при Сердюкове на снабжение Российской армии были приняты итальянские бронеавтомобили Iveco LM, названные у нас "Рысь". Это был первый случай массового использования иностранной военной техники в Советской и Российской армии после поставок по ленд-лизу в 1941-45 годах. Вот такая поддержка российского производителя. Хорошо ещё, что Сердюков не начал танки "Леопард-2" у немцев закупать.

Но самой сильной стороной Сердюкова А.Э. на посту министра обороны, был, конечно же, подбор кадров. Тут Анатолию Эдуардовичу во вкусе не откажешь. Одна Евгения Васильева чего только стоит. Женщина с очень приятными формами. И отнюдь не глупая. Опять же, стихи и картины пишет. В этом случае я Сердюкова очень даже понимаю и поддерживаю. Хороший кадровый выбор.

Однако злые языки утверждают, что такой выбор почему-то очень не понравился тестю Анатолия Эдуардовича. В результате Сердюков А.Э. в конце 2012 г. лишился должности министра обороны РФ, а г-жа Васильева получила хоть небольшой, но реальный срок.

Однако Анатолий Эдуардович не опустил руки и нашёл в себе силы продолжить карьеру. В 2015 году у него кем-то был внезапно обнаружен талант в области авиации, и Сердюкова А.Э. назначили на должность индустриального директора по авиационному кластеру государственной корпорации «Ростех». Боле того, в 2017 году он был избран председателем совета директоров ПАО «Роствертол». 

Вот такой талантливый и неординарный человек был назначен в 2016 году председателем комитета ОДК по стратегии, кадрам и вознаграждениям.

А что? Тут, как раз всё понятно:

  • В стратегии Анатолий Эдуардович, безусловно, разбирается хорошо. Как-никак министром обороны был, войну с Грузией в августе 2008 г. выиграл.
  • Кадры тоже подбирать умеет (см. историю г-жи Васильевой).
  • Ну, а что касается вознаграждений, тот тут г-ну Сердюкову вообще нет равных: за 2017 г. Анатолий Эдуардович заработал 60 млн.руб., а его жена Юлия Зубкова - 59 млн.руб. Всё правильно: жена должна зарабатывать меньше мужа. Сколько сейчас зарабатывает г-жа Васильева, СМИ почему-то не сообщают.

Итак, за кадры в ОДК отвечает г-н Сердюков. А, как известно, кадры решают всё. Теперь вам, наверное, стало понятно, почему никому совершенно не понятно, когда будет запущена в серийное производство российская газовая турбина мощностью 110 кВт.

И пока ОДК топчется на месте, Siemens уже выпускает газовую турбину Siemens SGT5-8000H с выходной мощностью 375 МВт и с КПД 40%. То есть в Германии по факту делают ГТД в три с лишним раза более мощные, чем у нас в ОДК только пытаются разработать. Отставание колоссальное. Это как разница между танком Т-34 1940-го года выпуска (т.е. совершенно "сырым") и Т-90М, выпущенным в 2017 г. И я думаю, что такое чудовищное отставание нам не преодолеть до тех пор, пока в руководстве важнейших министерств и крупнейших российских корпораций находятся коррупционеры (Улюкаев), иностранные шпионы (Карина Цуркан) и такие "эффективные менеджеры" как Чубайс и Сердюков.

Улюкаева уже посадили, а Цуркан посадят. Тенденция, однако, обнадёживающая.

Хотя, на самом деле, и у немцев тоже есть свои проблемы. Например, их министр обороны У́рсула Гертру́да фон дер Ля́йен по образованию врач-гинеколог. А мы то думали, что хуже торгаша-мебельщика во главе Минобороны уже никого и быть не может.

Когда начнётся серийное производство ГТД-110М? На стенде ОДК вы не найдёте ответа на этот вопрос.

ЗАО "Борисфен" - новый игрок на российском рынке ГТУ

Этот новый игрок занимается очень старой продукцией - украинскими турбинами производства "Мотор Сич", которые всё ещё используются в нашей стране как в авиации, так и в энергетике. Напомню, что продукция действительно очень старая: производство базовой модели двигателя АИ-20 было начато более 60 лет назад - в 1957 году. Для своего времени это был очень хороший авиационный двигатель, на базе которого была создана модификация АИ-20 ДМЭ (ДМН) для использования в качестве силовой установки в передвижной автоматизированной газотурбинной электростанции ПАЭС-2500.  Но сейчас это оборудование морально полностью устарело. Например, у ПАЭС-2500 электрический КПД чуть более 20%. В современных условиях это совершенно неприемлемый показатель.

На самом деле на стенде компании Борисфен мне больше всего понравилась симпатичная молодая женщина

Что касается услуг, предлагаемы ЗАО "Борисфен", то очевидно, что в первую очередь будут востребованы техобслуживание и ремонт украинских ГТУ. К сожалению, этой техники у нас ещё довольно много, и одномоментно заменить её на отечественные аналоги не получится при всём желании.

Однако проблема заключается в том, что данная компания планирует начать в Дубне сборку передвижных газотурбинных электростанций ПАЭС-2500 по лицензии украинского АО "Мотор Сич" и на базе украинских же турбин АИ-20 ДМЭ.

В текущей ситуациине мне трудно даже представить ещё что-либо более глупое, чем покупка  вообще какой-либо украинской продукции, технически более сложной, чем ложка или сковородка. Мало того, что на Украине крайне неустойчивая политическая обстановка и неадекватное руководство, которое может перекрыть поставку в нашу страну любых запчастей. Само качество сборки любой техники на заводе Мотор-Сич вызывает большое сомнение: все, кто поумней, оттуда давно уже сбежали - кто в Россию, а кто и в Китай. Поэтому приобретение моторсичевских турбин в настоящий момент - верх идиотизма. На любой высокотехнологической продукции из этой "европейской державы" нужно поставить жирный крест. Пусть продают свои ПАЭС-2500 немцам и французам. В России надо использовать российское оборудование, а не украинское.

Покупка кем-либо новой ПАЭС-2500 на базе древнего украинского двигателя АИ-20 ДМЭ будет верхом глупости

Китайские газопоршневые установки

В этом году на выставке "Нефть и газ-2018" я с удивлением я обнаружил китайские газопоршневые установки. Хотя чего же тут удивительного, китайцев на АБСОЛЮТНО ВСЕХ российских технических выставках очень много. По моим оценкам - от 10 до 25% всех экспонентов. Докатились: приходится покупать китайскую машиностроительную продукцию, так как полностью загубили целые направления в отечественном машиностроении. Например, на российские противодиверсионные катера проекта 21980 («Грачонок») изначально устанавливались два немецких дизеля MTU. После введения санкций в 2014 году немцы прекратили поставку свойих дизелей. Поскольку отечественных аналогов уже давно не делают, то пришлось на новые катера ставить дизели TBD620V12 китайской компании Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Судя по всему, это дизели Deutz китайской сборки. Позорище: на военные катера ставим немецкие и китайские двигатели. Это один из результатов того, что в руководстве многих машиностроительных предприятий у нас уже много лет находятся такие "эффективные менеджеры", как Сердюков.

Итак, китайцы активно идут в Россию со своей машиностроительной продукцией. И с газопоршневыми установками в том числе. Однако, всё что я видел до сих пор, особого впечатления лично на меня не производило. В этом году китайские товарищи меня приятно удивили.

Представленные на выставке китайские ГПУ очень приятно удивили меня высоким качеством сборки

Визуально эти газопоршневые установки выглядят очень хорошо. По всей видимости, данная компания действительно ориентируется на качество, поскольку помимо машин с оригинальными китайскими двигателями предлагает ещё и ГПУ c немецкими двигателями MWM и MAN. Для Китая это довольно круто. Особенно с учётом того, что там полно дешевых китайских двигателей Cummins.

В этих китайских ГПУ используются как китайские газовые двигатели, так и немецкие MWM и MAN

Что интересно, сама эта китайская фирма довольно честно оценивает качество китайских же двигателей: гарантия на ГПУ с этими движками предоставляется всего на 5000 часов, в то время как на MAN и MWM - 8000 часов. Кстати, на ГПУ MWM и MAN в Германии дают гарантию гораздо больше - на два года. Это, по всей видимости, и есть объективный показатель, позволяющий сравнить китайскую и немецкую сборку.

Однако, если вы думаете, что газопоршневые электроагрегаты с двигателями MAN и MWM намного дешевле, чем родные немецкие, то сильно ошибаетесь. Как мне удалось выяснить, цены практически такие же, как и в Германии. Всё правильно, чудес не бывает: если использовать качественные комплектующие, то дёшево не получается. Собственно говоря, основная стоимость в ГПУ образуется за счёт комплектующих, а не оплаты труда по сборке оборудования. Поэтому и нет принципиальной разности в стоимости MAN и MWM китайской и немецкой сборки.

К тому же эта китайская компания подошла к делу очень серьёзно и использует систему управления и некоторые комплектующие, очень похожие на то, что делает Motortech.

В китайской ГПУ использованы комплектующие, очень похожие на то, что делает немецкий Motortech

Мой вывод: газопоршневые установки у этой китайской фирмы весьма достойные, однако по цене никакого выигрыша по сравнению с европейскими аналогами нет. К тому же, я подозреваю, в России будут определённые проблемы с настройкой и поддержкой китайской системы управления, абсолютно у нас неизвестной и непонятной.

Помимо организации технической поддержки своего оборудования китайцам, безусловно, необходимо обратить внимание и на методы продвижения своей продукции. Конечно, китайское государство очень сильно поддерживает своих машиностроителей, оплачивая их участие в российских  промышленных выставках. Но при этом упускается из виду, что нам с китайцами очень непросто общаться. Очень часто китайские переводчики, если они и присутствуют на стенде, говорят по-русски с довольно сильным акцентом, поэтому их не всегда просто понять. Поэтому к китайским стендам подходит очень мало российских посетителей, и, в результате, представители китайских фирм общаются больше между собой, чем с потенциальными покупателями своей продукции.

Китайские представители больше общаются между собой, чем с российскими посетителями выставки

Поэтому я бы дал китайским товарищам такой совет: приглашайте для работы на выставочных стендах российских девушек, изучающих китайский язык. В Москве таких тысячи. И пусть они постоянно общаются с посетителями, выясняя, есть ли у них реальный интерес к продукции той или иной китайской фирмы. И если такой интерес есть, то тогда можно подвести такого посетителя к китайскому представителю.

Такой подход к работе на выставке даст более значимый эффект, чем пассивное ожидание, практикуемое китайцами при работе на российских выставках.