На прошлой неделе ко мне обратился Николай из одного сибирского города. У Николая есть желание заняться энергосервисом в сфере ЖКХ по следующим направлениям:
- реконструкция многоквартирных домов с целью снижения коммунальных затрат на 10-20%;
- утепление фасадов и замена окон на пластиковые, переход на поподъездную систему отопления, что должно снизить теплопотери на 30-60%;
- перевод отопления на крышные котельные или на блочные котельные во дворах зданий, что должно снизить затраты на отопление на 20-60%;
- использование мини-ТЭЦ для энергоснабжения зданий;
- внедрение геотермальных источников для отопления зданий.
Не вдаваясь в техническую и экономическую целесообразность данных мероприятий, я дал Николаю следующие общие рекомендации касательно энергосервиса в ЖКХ и использования мини-ТЭЦ в данной сфере.
Рекомендации:
- Энергосервисные проекты в многоквартирных домах требуют согласия всех собственников квартир. Насколько я знаю, провести такое общее собрание и получить одобрение проекта крайне сложно. В результате даже установка по схеме энергосервиса в многоквартирном доме обычного ИТП (индивидуального теплового пункта) становится неразрешимой задачей.
- Все энергосервисные проекты по 261-ФЗ требуют экономии энергоресурсов в натуральном выражении. Получить такую экономию в большинстве случаев совсем несложно. Однако очень сложно будет верифицировать (подтвердить) достигнутую экономию. А без этого энергосервисная компания денег не получит.
- Использование мини-ТЭЦ для энергоснабжения объектов ЖКХ, конечно же, позволяет снизить затраты. Но эти затраты снижаются только в денежном выражении, поэтому не попадают под понятие энергосервиса в рамках 261-ФЗ. Кроме того, если рассматривать вариант изолированной работы (островной режим), то мини-ТЭЦ на жилье в силу большой неравномерности нагрузки будут окупаться очень долго (7-12 лет). Для действующих объектов ЖКХ есть смысл ставить мини-ТЭЦ только для работы параллельно с внешней сетью с таким расчётом, чтобы газопоршневые установки были загружены по году не менее, чем на 70-90% от номинальной мощности, то есть подбирать мощность надо по ночному минимуму нагрузки. Но и в этом случае будут серьёзные заморочки с согласованием тарифов для населения. Поэтому в части энергосервиса на мини-ТЭЦ проще работать не с жильём и коммуналкой, а с частными предприятиями, имеющими более-менее равномерную нагрузку. Но это уже не энергосервис в рамках 261-ФЗ, так как в данном случае отсутствует экономия в натуральном выражении.
Общие соображения:
В целом, конечно же, вся сфера ЖКХ в нашей стране нуждается в серьёзной модернизации. Либералы из правительства Медведева и стоящие за ними западные консультанты рассчитывали на привлечение для этих целей частных инвестиций по схеме частно-государственного партнёрства, прежде всего в форме концессионных соглашений. Под эти же цели разрабатывались такие механизмы как, например, тарифообразование в теплоэнергетике на основе "тарифов альтернативной котельной". О всей пагубности данной идеи свидетельствует хотя бы тот факт, что тему "альтернативной котельной" в нашей стране продвигал лично сын А.И. Солженицына Еромолай, являющийся старшим партнёром McKinsey & Company. А от этой семейки ничего, кроме самого беспардонного вранья, ожидать не следует.
Однако все планы либералов изменить ситуацию в ЖКХ с помощью концессий полностью провалились при столкновении с правдой жизни. Дело в том, что необходимым условием для работы концессионных механизмов в широких масштабах являются ДЛИННЫЕ И ДЕШЁВЫЕ ДЕНЬГИ. То есть без доступа потенциальных концессионеров к дешёвым кредитам вся схема становится мертворождённой. Но система кредитования инвестпроектов внутри страны полностью задушена силами самих либералов, прежде всего возглавляющей ЦБ РФ Э. Набиуллиной. Поэтому надежды на модернизацию ЖКХ с помощью концессий нет никакой.
В действительности в России справиться с задачей преобразования жилищно-коммунальной сферы сможет только государство. Частный бизнес может ему только помогать "руками" выпуская необходимое оборудование и проводя соответствующие работы "на земле". Поэтому в ближайшие 5 - 7 лет нам следует ждать почти полной деприватизации сферы ЖКХ, то есть возвращения активов в государственную и муниципальную собственность. Иначе нас ждёт полный развал всей инфраструктуры, особенно в малых и средних городах. Запас прочности, заложенный в систему в советское время, уже почти на исходе.