Продажа б/у ГПЭС 4 х Jenbacher JMS616

Предложение № 0008

Бывшая в употреблении газопоршневая электростанция

В рабочем состоянии, эксплуатировалась в Германии,

4 электроагрегата  Jenbacher JMS 616 по 1548 кВт

Предложение № 0008

Бывшая в употреблении газопоршневая электростанция

Эксплуатировалась в Германии, в рабочем состоянии

4 электроагрегата  Jenbacher JMS 616 по 1548 кВт

Предложение № 0008

Бывшая в употреблении газопоршневая электростанция

Эксплуатировалась в Германии, в рабочем состоянии

4 электроагрегата  Jenbacher JMS 616 по 1548 кВт

Предложение № 0008

Бывшая в употреблении газопоршневая электростанция

Эксплуатировалась в Германии, в рабочем состоянии

4 электроагрегата  Jenbacher JMS 616 по 1548 кВт

Предложение № 0008

Бывшая в употреблении газопоршневая электростанция

Эксплуатировалась в Германии, в рабочем состоянии

4 электроагрегата  Jenbacher JMS 616 по 1548 кВт

Какую технику вам предлагают

Количество электроагрегатов 4 шт.
Год выпуска­ 1995
Наработка 120 тыс. ч­
Номинальная электрическая мощность, сosφ=1­ 4 х 1548 кВт/кВА­
Тепловая мощность 4 х 1987 кВт
Газопоршневой двигатель JW616 GSB02 ­
Частота вращения 1500 об./мин.
Генератор AVK DIDBNE 130/125 K/4
Напряжение генератора 6,3 кВ
Частота тока­ 50 Гц
Электрический КПД 38 %
Тепловой КПД  48,7 %
Расход газа (8000 ккал/куб.м) 439 куб.м/ч­
Шильдик электроагрегата Jenbacher JMS 616 GS-N.LC (1548 кВ, 6300 В)  ­
Шильдик электроагрегата Jenbacher JMS 616 GS-N.LC (1548 кВ, 6300 В) ­
Шильдик двигателя Jenbacher JW616 GSB02­
Шильдик двигателя Jenbacher JW616 GSB02­

Почему эти ГПУ имеют мощность всего по 1548 кВт, а не 2679 кВт

ВСЕ ЙЕНБАХЕРЫ 6-й СЕРИИ БЫЛИ ФОРСИРОВАНЫ

Электрическая мощность этих ГПУ Jenbacher JMS616 ­составляет 1548 кВт, а не 2679 кВт­
Электрическая мощность этих ГПУ Jenbacher JMS616 ­составляет 1548 кВт, а не 2679 кВт­
Специалисты сразу обратят внимание, что предлагаемые к продаже газопоршневые установки имеют номинальную мощность по 1548 кВт при сos φ = 1­, в то время как сейчас эта же модель JMS616 выпускается на 2679 кВт. То есть современная ГПУ на 73% мощнее, чем аналогичный электроагрегат 1995-го года выпуска.
Дело в том, что компания Jenbacher за последние 20-25 лет очень сильно "раскочегарила" механическую мощность всех своих газопоршневых двигателей 6-ой серии. Причём форсирована была не только 616-я машина, но так же 612-й и 620-й двигатели (624-я модель на 4 МВт появилась гораздо позже, и её мощность в последующем была увеличена на "какие-то жалкие" 10% до 4,4 МВт).
Если рассматривать Йенбахеры 3-й и 4-й серий, то за этот же период их мощность так же подросла, но не столь серьёзно, как на 6-й серии. Например, в середине 90-х годов мощность 320-ой модели была повышена с 852 кВт (J320 GSB02) до 1034 кВт (J320 GSB05), и с тех пор практически не меняется. Сейчас ГПУ Jenbacher JМS320 D05 имеет мощность 1067 кВт при сos φ=1. Таким образом, за последние 20 лет 320-й двигатель у Йенбахера серьёзных изменений не претерпел.
А вот 6-я серия машин этой марки подверглась очень серьёзным изменениям, которые позволили кардинально увеличить их механическую мощность. Это установка двухступенчатого интеркуллера, улучшение системы топливосмешения, более совершенная система зажигания, использование стальных поршней вместо алюминиевых, и т.д., и т.п.

ПРИМЕР ФОРСИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ J616

Уже в 1997 году компания Jenbacher выпустила газопоршневой двигатель модификации J616 GSC01, механическая мощность которого была увеличена до 2000 кВт, то есть ровно на 25% по сравнению с рассматриваемой моделью JW616 GSB02 1995-го года. Соответственно, электрическая мощность ГПУ JMS616 с более мощным двигателем выросла до 1942 кВт/кВА при сos φ=1­.
Газопоршневой двигатель Jenbacher J616 GSC01 (1997 г.)­
Газопоршневой двигатель Jenbacher J616 GSC01 (1997 г.)­
В 1997 г. мощность двигателя была увеличена до 2000 кВт ­
В 1997 г. мощность двигателя была увеличена до 2000 кВт ­
Электрическая мощность в 1997 ­г. выросла до 1942 кВт/кВА­
Электрическая мощность в 1997 ­г. выросла до 1942 кВт/кВА­

Последствия форсирования двигателей 6-ой серии

Предлагаемые ГПУ Jenbacher JMS 616 ­с нефорсированным двигателем мощностью 1601 кВт­
Предлагаемые ГПУ Jenbacher JMS 616 ­с нефорсированным двигателем мощностью 1601 кВт­
Одним из результатов работ по совершенствованию двигателей Jenbacher 616-ой модели стало то, что при прежнем форм-факторе (диаметр цилиндра 190 мм, ход поршня 220 мм, рабочий объем 99,8 л, шестнадцать цилиндров) существенно выросла степень сжатия:
  • от ε=11.0 на предлагаемых б/у ГПУ JW616 GS B02 1995-го года;
  • до ε=12.5 на современных электроагрегатах JMS616.
Соответственно, повысилась и механическая мощность 616-го двигателя - с 1601 кВт в 1995 году до 2745 кВт примерно к 2011-12 г. Электрический КПД данных газопоршневых электроагрегатов увеличился с очень скромных с 37,8 % до заоблачных 45,6 %. Всё это, конечно, большой плюс для покупателей новых ГПУ 6-ой серии.
Кстати, практически такую же техническую политику проводили и основные конкуренты Йенбахера - MWM и Caterpillar. Например, очень неплохую модель Caterpillar G3516 в те же годы разогнали c 1 МВт до 1,6 МВт при прежнем типоразмере цилиндров (G3516C и G3516E) и даже до 2027 кВт (G3516H с изменённым форм-фактором).
Но ни что не даётся бесплатно.
Форсирование любых поршневых двигателей внутреннего сгорания при неизменном форм-факторе практически ВСЕГДА ведёт к более интенсивному механическому износу деталей цилиндро-поршневой группы и головок цилиндров.

Преимущество нефорсированных газопоршневых установок

Конечно, речь идёт совсем не о том, что новые ГПУ стали хуже старых. Наоборот, современные Йенбахеры 6-ой серии - очень хорошая техника. На сегодняшний день это практически вершина инженерной мысли в данной области машиностроения.
Но форсированные двигатели этих электроагрегатов требуют более чёткого соблюдения всех регламентов. И если в руководстве написано, что на 30 тыс. часов (средний ремонт) надо менять головки цилиндров, гильзы и поршни - значит, люди в компании GE Jenbacher это не просто так написали. Значит, действительно надо менять. Иначе возрастает риск аварий и внеплановых ремонтов.
С нефорсированными двигателями ситуация иная. Механический износ деталей менее интенсивный, чем на форсированном аналоге. Поэтому при проведении ремонта нефорсированного двигателя все подряд детали, как правило, не меняют, а смотрят на их фактическое состояние. Если та или иная деталь вполне пригодна для дальнейшей эксплуатации, то её оставляют.
В результате при проведении одинаковых регламентных работ (например, того же среднего ремонта) на нефорсированном двигателе Jenbacher J616, выпущенном в 1995 году, скорее всего, придётся заменить гораздо меньше деталей, чем на таком же, но гораздо более мощном двигателе 2018-го года выпуска.
Механический износ "старых" двигателей Jenbacher 6-ой серии менее интенсивный ­
Механический износ "старых" двигателей Jenbacher 6-ой серии менее интенсивный ­

Реальное подтверждение пониженного износа механики на нефорсированных ГПУ

КАК ПРОДЛИЛИ РЕСУРС НА ГПУ JENBACHER 3-ей СЕРИИ
Ещё пять лет назад у газопоршневых электроагрегатов Jenbacher 3-ей и 6-ой серий был абсолютно одинаковый назначенный моторесурс - 30 тыс. ч до среднего ремонта и 60 тыс. ч до капитального.
Но технические специалисты, обслуживающие Йенбахеры, уже давно отмечали, что на 320-х двигателях при поведении среднего ремонта на 30 тыс. ч нет никакой реальной необходимости менять подряд все 20 цилиндров, поршней и головок. Тех же головок цилиндров по факту достаточно было заменить штук пять из двадцати. Остальные были вполне пригодны для дальнейшей работы.
При стоимости одной головки свыше 3000 EUR экономия получалась очень серьёзная - свыше 45 тыс. EUR на каждую газопоршневую установку. А 320-х Йенбахеров у нас в стране эксплуатируется около 100 штук, поэтому статистика набралась серьёзная.
Мощность ГПУ Jenbacher JMS320 за последние 20 лет практически не изменилась ­
Мощность ГПУ Jenbacher JMS320 за последние 20 лет практически не изменилась ­
Более того, отмечались случаи очень длительной работы ГПУ Jenbacher 3-ей серии вообще без проведения капремонта - вплоть до 100 тыс. ч и даже дольше. Лично мне известно о наработке Jenbacher JMS320 в 112 тыс. ч без капремонта.
Все эти факты тщательно анализировались инженерами компании Jenbacher и, в конце концов, ими было принято вполне обоснованное решение об увеличении назначенного ресурса всех газопоршневых двигателей 3-ей серии до 80 тыс. ч (капитальный ремонт). Соответственно, средний ремонт на этих Йенбахерах теперь проводится на 40 тыс.ч.
Я думаю, что будет ещё раз нелишне подчеркнуть, что моторесурс для ГПУ Jenbacher 3-ей серии был продлён не с бухты-барахты, а на основании более чем 20 лет эксплуатации нескольких тысяч этих газопоршневых установок по всему миру. Такой подход, кстати, в положительную сторону отличает йенбахеровцев от MWM-щиков, которые для своих машин новой 3016-ой серии сразу заявили моторесурс в 80 тыс. ч, не начав даже их серийного выпуска. По моему мнению, это было сделано совершенно необоснованно, так как этот ресурс для новых 3016-х двигателей MWM пока никак не мог быть подтверждён реальным опытом их эксплуатации.

ПОЧЕМУ НА JENBACHER 6-ой СЕРИИ МОТОРЕСУРС ОСТАЛСЯ ПРЕЖНИМ

Необходимо отметить, что для двигателей Jenbacher 6-ой серии моторесурс не претерпел изменений и остаётся прежним - 60 тыс. ч до капремонта.
Существенная разница в назначенном ресурсе для электроагрегатов 3-й серии (80 тыс. ч) и 6-й серии (60 тыс. ч) объясняется, на мой взгляд, как раз тем, что специалисты компании Jenbacher практически не меняли конструкцию двигателей 3-й серии в течение двадцати с лишним лет, внося лишь незначительные усовершенствования в систему управления, зажигания и т.п.
А двигатели 6-й серии они форсировали, что называется, "по самое не хочу". В результате механический износ деталей на нефорсированных машинах 3-й серии намного меньше, чем на форсированных "под потолок" двигателях 6-й серии. Разница в износе механики оказалась настолько существенной, что позволила увеличить моторесурс 3-й серии Йенбахеров на треть по сравнению с машинами 6-й серии.
Назначенный моторесурс ­двигателей Jenbacher  JW 616­ составляет 60 тыс. ч до капремонта­
Назначенный моторесурс ­двигателей Jenbacher JW 616­ составляет 60 тыс. ч до капремонта­

Как пониженный механический износ выглядит на практике

Эти газопоршневые электроагрегаты находятся в рабочем состоянии­
Эти газопоршневые электроагрегаты находятся в рабочем состоянии­
Скорее всего, окажется, что при проведении плановых ремонтов на ГПУ Jenbacher JMS616, выпущенных в 1995 году, менять все подряд гильзы цилиндров, поршни и головки нет никакой необходимости.
Следовательно, затраты на проведение среднего или капитального ремонта, выполняемого "по фактическому состоянию" на старом нефорсированном двигателе, будут существенно ниже, чем на двигателе, выпущенном на 20 лет позже, но форсированном по максимуму, а значит требующему точного соблюдения всех регламентов и обязательной замены всех деталей поршневой группы и головок при проведении плановых ремонтов.
Конечно, при этом необходимо обращать внимание на реальное состояние бывших в употреблении ГПУ. Одно дело, если они совсем недавно были в работе, и совсем другое дело, если вам предлагают машины "убитые в хлам". Поэтому перед покупкой любого б/у оборудования очень важно, чтобы его осмотрели ваши специалисты.

ВЫВОД:

Есть все основания ожидать, что фактический ресурс старого газопоршневого электроагрегата Йенбахера 6-ой серии с нефорсированным двигателем будет существенно больше, чем у такого же ГПЭА, но выпущенного на 20 лет позже и имеющего на 50 - 75% большую мощность.

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Вся прелесть предлагаемых к продаже газопоршневых электроагрегатов JMS616 1995-го года выпуска заключается именно в том, что на них установлены нефорсированные двигатели, механика которых изнашивается в гораздо меньшей степени, чем у аналогичных современных моделей. Поэтому, если вы заинтересованы в снижении эксплуатационных затрат, то эти ГПУ как раз для вас.

Реальное значение имеет только остаточный моторесурс

Не стоить сильно зацикливаться на 120 тыс. часов наработки рассматриваемых ГПУ. Конечно, это уже не детский возраст, и надо внимательно посмотреть на фактическое состояние деталей и узлов данных газопоршневых электроагрегатов.
Но для оценки работоспособности любой техники значение имеют не формальные показатели (год выпуска и наработка), а реальная степень механического износа. Например, есть случаи, когда газопоршневые двигатели Perkins 4016 уже к 16 тыс. ч ушатывали до такой степени, что приходилось менять гильзы и поршни из-за задиров и прочих повреждений.
На самом деле значение имеет только остаточный моторесурс. Если по простому, это тот период времени, в течение которого машина сможет работать без серьёзного ремонта. Вот его и надо оценивать. А поскольку здесь рассматриваются нефорсированные двигатели Jenbacher, то их фактическое состояние ещё вполне приличное, несмотря на почтенный возраст. К тому же эксплуатировались они в Германии и очень профессионально.
Состояние ГПУ надо оценивать не по дате на шильдике, а по реальному износу деталей
Состояние ГПУ надо оценивать не по дате на шильдике, а по реальному износу деталей

Все четыре ГПУ в рабочем состоянии

Здесь всё очень просто. Эти газопоршневые установки Jenbacher JMS616 были в работе вплоть до 3 апреля 2018 года (в этот день начался их демонтаж). Причём работали они в Германии, что определённым образом гарантирует надлежащее техобслуживание на протяжении более двадцати лет эксплуатации.
Необходимо отметить, что инспекции (ревизии) данных ГПУ проводила фирма Stork - очень серьёзная немецкая организация, специализирующаяся на эксплуатации, техническом обслуживании и ремонтах сложного оборудования. А непосредственно сервисом занимался компания Storm, обладающая солидными компетенциями в работе с газопоршневыми электроагрегатами различных марок, в том числе и Jenbacher.
Тот факт, что к рассматриваемым четырём Йенбахерам "приложили руку" именно Stork и Storm, даёт основание полагать, что все виды регламентных работ проводились на этих ГПЭС надлежащим образом и с немецкой пунктуальностью. А значит, техническое состояние данных электроагрегатов поддерживалось на должном уровне.
Регламентные работы на рассматриваемых ГПУ проводила немецкая компания ­Storm
Регламентные работы на рассматриваемых ГПУ проводила немецкая компания ­Storm
Инспекции Йенбахеров проводились фирмой Stork (Германия) ­
Инспекции Йенбахеров проводились фирмой Stork (Германия) ­

Видео и фото работы ГПЭС на старом месте эксплуатации в Германии

На сегодняшний день эти Йенбахеры уже демонтированы, поэтому посмотреть их в работе можно только на видео. Но даже этот короткий ролик даёт представление о том, что на момент начала демонтажа в апреле 2018 года все четыре ГПУ Jenbacher JMS616 находились "в хорошей форме" и были вполне работоспособны.

Почему эти электроагрегаты решили заменить

Дело в том, что в Германии государство субсидирует покупку новых газопоршневых электроагрегатов взамен тех, которые по формальным признакам (отработанным моточасам) подошли к капремонту (независимо от фактического состояния и реального износа). Поэтому собственникам проще взять новые машины, чем заморачиваться с эксплуатацией старых. Именно по этой причине немцы выставляют на продажу довольно много б/у ГПУ, причём в очень приличном виде. У нас бы эти машины ещё пахали и пахали. Следовательно, покупка такого оборудования может быть чрезвычайно выгодна, так как старые машины, как правило, продают раз в пять дешевле новых. Здесь важно не ошибиться и купать именно работоспособную технику, а не полную рухлядь.

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Посмотрите видео и лично убедитесь: несмотря на 120 тыс. ч наработки эти Йенбахеры - точно не металлолом!
4 х Jenbacher 616 в работе

Обработка видео...

Более подробно предлагаемое оборудование можно рассмотреть на фотографиях, седланых одновременно с видеороликом.

Особенности исполнения и комплектации ГПУ

Генератор на 6,3 кВ

В Европе очень мало б/у ГПУ с высоковольтными генераторами

Особенности европейского рынка б/у газопоршневых установок состоит в том, что в мощностном диапазоне до 2 МВт на нём очень мало электроагрегатов с высоковольтными электрогенераторами. Как правило, в Европе стараются сэкономить на первоначальных капвложениях и вместо высоковольтных берут генераторы на 0,4 кВ + повышающие трансформаторы. Экономия = несколько десятков тысяч EUR на каждой машине.
Но при этом надо понимать, что на трансформаторе теряется не менее 2-3 % вырабатываемой электроэнергии. За 10 - 20 лет эксплуатации ГПЭС набегает внушительная сумма.
Если в Европе бывшие в употреблении ГПУ с высоковольтными генераторами и попадаются, то только на 10,5 кВ. Машин на 6,3 кВ на вторичном европейском рынке практически нет ВООБЩЕ. По всей видимости, в западных европах практически не осталось сетей на 6 кВ. А в восточных европах такие сети, конечно, есть, но там не продают б/у ГПУ, а наоборот, покупают.
Шильдик генератора AVK ­
Шильдик генератора AVK ­

Уникальный случай: четыре б/у ГПУ с генераторами по 6,3 кВ

Характеристика генератора­ Значение
Модель AVK DIDBNE 130/125 K/4
Напряжение 6300 В­
Сила тока 177 А
Мощность 1933 кВА
Так что для Европы генератор 6,3 кВ на б/у ГПУ - случай практически уникальный.
И объясняется этот случай тем, что данная газопоршневая электростанция эксплуатировалась где-то в Восточной Германии. А там ещё с ГДР-овских времён сохранились сети на 6 кВ. К тому же данный объект, судя по году выпуска оборудования, был построен всего через 4-5 лет после того, как ФРГ поглотила ГДР. Разумеется, за такой короткий период сети 6 кВ не могли перевести на 10 кВ (если кто-то вообще заморачивался этим в бывшей ГДР).
Что касается России, то в нашей стране сетей на 6 кВ более чем достаточно. И в ближайшие лет пятьдесят никто менять их на 10 кВ не будет. Поэтому ГПЭС с генераторами на 6,3 кВ будут востребованы у нас ещё очень долго.
Другое дело, что найти на немецком или голландском вторичном рынке газопоршневые электроагрегаты на 6,3 кВ вы вряд ли сможете, даже если очень захотите.
РЕКОМЕНДАЦИЯ:
Если вам нужна б/у газопоршневая электростанция с установленной мощностью 4 - 6 МВт именно на 6,3 кВ и в очень приличном состоянии, то смело берите эти Йенбахеры. Просто другого такого случая вам может больше не представиться НИКОГДА !
На рассматриваемых ГПУ Jenbacher JMS616 установлены генераторы AVK на 6,3 кВ­
На рассматриваемых ГПУ Jenbacher JMS616 установлены генераторы AVK на 6,3 кВ­
Пример: ­ГПУ JMS616 с генератором на 0,4 кВ и повышающим трансформатором 0,4/10 кВ
Пример: ­ГПУ JMS616 с генератором на 0,4 кВ и повышающим трансформатором 0,4/10 кВ

Пневмостартер

Я был удивлён: эти ГПУ оснащены ПЕРВМОСТАРТЕРОМ !

Честно говоря, до того как я начал разбираться с данными машинами, мне и в голову не приходило, что на Йенбахеры когда-то ставили пневмостартеры. Всегда почему-то думал, что воздушный пуск используется только на "тяжёлых" среднеоборотистых электроагрегатах MWM 2032-ой серии, а так же на Вяртсилах.
Ведь сейчас даже 624-й Jenbacher мощностью 4,4 МВт пускается от аккумуляторов с помощью обычного электрического стартера. Оказывается, были времена, когда и Йенбахеры 6-ой серии запускали с помощью сжатого воздуха !
Вот уж действительно - век живи, век учись.
Рампа сжатого воздуха перед входом в пневмостартер­, шланг подачи воздуха (чёрный) и сам стартер
Рампа сжатого воздуха перед входом в пневмостартер­, шланг подачи воздуха (чёрный) и сам стартер

Комплектация тракта сжатого воздуха

Источником сжатого воздуха для запуска ГПУ являются обычные компрессор и ресивер. Причём в соответствии с российскими нормами это оборудование должно устанавливаться в отдельном от электроагрегатов помещении. В комплект поставки рассматриваемой ГПЭС эти самые компрессор и ресивер не входят. Но приобретение их в нашей стране не составляет никакой проблемы. И стоит это вспомогательное оборудование совсем не дорого.
Из ресивера сжатый воздух по воздуховоду поступает на рампу сжатого воздуха, которая закреплена непосредственно на раме газового двигателя.
Рампа сжатого воздуха включает:
  • шаровой кран;
  • фильтр очистки от механических примесей;
  • регулятор давления с манометрами;
  • влаготделитель.
После рампы сжатый воздух по резиновому шлангу направляется в стартер.
Рампа сжатого воздуха упакована для отправки в Россию ­
Рампа сжатого воздуха упакована для отправки в Россию ­

Что делать с пневмостартером

У электрического и воздушного стартеров есть свои преимущества и недостатки. Обсуждать их здесь я не буду: это весьма долгий разговор.
Что же касается рассматриваемых машин, то на них есть смысл оставить имеющиеся пневмостартеры. Хотя при желании можно сделать модернизацию под обычный электростартер. Всё зависит от цены вопроса.
Но я бы не стал заморачиваться: существующий вариант вполне рабочий, так как рампа сжатого воздуха находится в хорошем состоянии.
Обычный электрический стартер на Йембахере 6-й серии ­
Обычный электрический стартер на Йембахере 6-й серии ­

Газовая рампа

Газовая рампа входит в комплект поставки предлагаемых б/у ГПУ. Ничего особенного в ней нет. Состояние хорошее.
По-другому и быть не может, так как всё, что связано с газом - это вопрос безопасности. А с этим делом у немцев строго.
Детали газовой рампы упакованы для отправки в Россию ­
Детали газовой рампы упакованы для отправки в Россию ­
Всё в очень и очень приличном состоянии ­
Всё в очень и очень приличном состоянии ­
Проблем с монтажом газовой рампы ­не будет­
Проблем с монтажом газовой рампы ­не будет­
Газовая рампа-1­ на объекта в Восточной Германии­
Газовая рампа-1­ на объекта в Восточной Германии­
Газовая рампа-2­
Газовая рампа-2­

Расширительный бак

Расширительный бак предназначен для отвода «излишков» охлаждающей жидкости, возникающих вследствие её расширения при нагреве в процессе работы двигателя.
Каждый электроагрегат оснащён индивидуальным расширительным баком объёмом 180 л, который устанавливается не на раме двигателя, а рядом с ним.
Расширительный бак, установленный рядом с ГПУ JMS616 ­
Расширительный бак, установленный рядом с ГПУ JMS616 ­
Расширительные баки упакованы для отправки в Россию ­
Расширительные баки упакованы для отправки в Россию ­

Арматура выхлопного тракта

В комплект поставки каждого электроагрегата входят:
  • два выхлопных патрубка, которые через термокомпенсаторы присоединяются к горячим частям турбокомпрессоров;
  • выхлопной "тройник", который объединяет два потока выхлопных газов в один.
Выхлопной тракт в сборе (с теплоутилизацией)­
Выхлопной тракт в сборе (с теплоутилизацией)­
Выхлопные патрубки готовы для отправки в Россию ­
Выхлопные патрубки готовы для отправки в Россию ­
Выхлопной "тройник" тоже собрался уехать в нашу страну­
Выхлопной "тройник" тоже собрался уехать в нашу страну­

Теплоутилизация

Специфическая комплектация

НЕТ БАЙПАСОВ ТЕПЛООБМЕННИКОВ И ВЫНОСНЫХ РАДИАТОРОВ

Система теплоутилизации, используемая с рассматриваемыми ГПУ Jenbacher, имеет, прямо скажем, не очень обычную конфигурацию. Она включает в себя:
  • катализатор;
  • теплообменник "газ / вода";
  • глушитель шума выхлопа.
Сразу обращает на себя внимание тот факт, что тракт выхлопных газов не предусматривает байпаса теплообменника. Я сомневаюсь, что немецкие инженеры просто забыли про такой байпас, когда проектировали этот энергоцентр.
Скорее всего, так и было задумано изначально: всё тепло от выхлопных газов отбирается постоянно и в полном объёме независимо от времени года и суток. В этом случае байпас теплообменника действительно не нужен.
Данное предположение подтверждает и отсутствие в комплекте ГПЭС выносных радиаторов. То есть расчёт был на то, что тепло, выделяющееся при работе двигателей, никогда не будет сбрасываться в атмосферу, а будет отдаваться в тепловую сеть постоянно.
Теплообменник "газ/вода" (слева) и катализатор (справа) ­под теплоизоляцией
Теплообменник "газ/вода" (слева) и катализатор (справа) ­под теплоизоляцией

УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ СХЕМЫ И ЕЁ ПРЕИМУЩЕСТВА

Катализатор предназначен для очистки выхлопных газов ­
Катализатор предназначен для очистки выхлопных газов ­
В пользу данной версии говорит и тепловая схема данной газопоршневой электростанции. Согласно ей всё утилизированное тепло от ГПУ в виде горячей воды (график +95/+70) поступало в огромные накопительные баки, расположенные рядом со зданием ГПЭС. По всей видимости, в дальнейшем это тепло расходовалось на нужды объектов ЖКХ: вряд ли такая схема могла быть удобна каким-либо промышленным предприятиям, использующим горячую воду на технологические цели.
Рассмотренный вариант тепловой схемы (без байпаса теплообменника и без выносных радиаторов), безусловно, имеет право на существование, но только в том случае, когда обеспечивается гарантированный 100% постоянный отбор тепла, причём как от системы охлаждения двигателя, так и от выхлопных газов.
Особенно выгодной данная схема может быть в ситуации, когда электростанция работает не на конкретного потребителя (завод), а «в сеть» (вся вырабатываемая электроэнергия уходит во внешнюю сеть). В Германии с этим гораздо проще, чем у нас. В таком случае есть возможность нагрузить электроагрегаты по максимуму (на 90-95 % от номинала) и обеспечить постоянную равномерную выработку электроэнергии и тепла (конечно, за исключением периодов проведения регламентных работ).
На самом деле описанный режим работы - с экономической точки зрения наиболее оптимальный для любой электростанции. Кроме того, когда газопоршневые двигатели работают постоянно с одной и той же мощностью без резких набросов и сбросов нагрузки, то это самым благоприятным образом сказывается на их техническом состоянии, поскольку механический износ в этом случае существенно ниже, чем при "пилообразном" графике.

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДАННОЙ СХЕМЫ В РОССИИ

Схема ГПЭС без выносных радиаторов в России практически не встречается. У нас слишком рискованно полагаться на 100% постоянный отбор тепла внешними потребителями. Всегда необходимо быть готовыми к тому, что случится какая-нибудь хрень, и газопоршневые двигатели придётся охлаждать, сбрасывая излишки тепла в атмосферу с помощью "сухой градирни".
Мне известно всего об одном случае, когда в нашей стране планировалось использовать ГПУ без выносных радиаторов. Речь идёт о проекте реконструкции нескольких котельных АО "Газпром Теплоэнерго" с установкой электроагрегатов мощностью по 400 кВт (двигатели MAN), собранных голландской компанией INTERTECH Mechanical B.V.
Предполагалось, что ГПУ будут обеспечивать собственных нужды котельных в электроэнергии, а всё утилизированное тепло станет уходить в тепловые сети. Но потом что-то пошло не так, и данная схема дала сбой. Как говорится, "гладко было на бумаге, да забыли про овраги" (Л.Н. Толстой). В результате всё равно пришлось на контейнеры с газопоршневыми электроагрегатами ставить выносные радиаторы, которые должны обеспечивать охлаждение двигателя, если котельная не может отобрать всё тепло в полном объёме. Занимались такой доработкой данных ГПЭС уже не голландцы, а волгоградская фирма, специализирующаяся на промышленной автоматике. За отдельную плату, конечно.
А для голландцев всё закончилось довольно печально. Они в пух и прах разругались с газпромовцами, начали с ними судиться, и, в конце концов, полностью ушли с нашего рынка, освободив место для российских сборщиков ГПУ MAN.

ВЫВОД:

Рассматриваемые газопоршневые электроагрегаты Jenbacher JMS616 в обязательном порядке необходимо будет дооснастить выносными радиаторами и байпасами теплообменников.
Теплообменник "газ / вода" ­
Теплообменник "газ / вода" ­
Цена вопроса будет не очень большой. Выносной радиатор можно купить и в нашей стране - или импортный (Alfa Laval), или какой-нибудь российский. К тому же, радиатор необходим только для системы охлаждения двигателя, поскольку на рассматриваемых электроагрегатах используется одноступенчатый интеркуллер (промежуточный охладитель газовоздушной смеси). А что касается байпаса выхлопных газов, то сделать его не составит вообще никаких проблем.

Катализатор

Данное устройство предназначено для очистки выхлопных газов от вредных примесей. В проектах энергоцентров на территории России применяется крайне редко.
Лично я видел Йенбахеры с катализатором только на тепличном комплексе "Подосинки" в Дмитровском районе Подмосковья (там выращивают розы). Благодаря катализаторам там обошлись практически вообще без дымовых труб. Но, как правило, у нас проектировщикам проще заложить дымовые трубы для отвода выхлопных газов на приличную высоту, чем заморачиваться с катализаторами.
Если имеющиеся катализаторы и понадобятся на новом месте эксплуатации ГПУ, то только в том случае, если рядом будет жилая зона, и при этом в силу каких-то причин невозможно будет использовать высокие дымовые трубы. Если же ГПЭС планируется разместить в промзоне, то можно обойтись и без катализаторов.
Катализатор (без теплоизоляции) демонтирован и подготовлен для отгрузки в Россию ­
Катализатор (без теплоизоляции) демонтирован и подготовлен для отгрузки в Россию ­

Теплообменник "газ / вода"

ЧТО ЕСТЬ В НАЛИЧИИ

Теплообменник и глушитель (слева за синей стойкой) ­
Теплообменник и глушитель (слева за синей стойкой) ­
Шильдик теплоутилизатора ­
Шильдик теплоутилизатора ­
Компания Jenbacher, что вполне понятно, теплоутилизаторы для ГПУ сама не делает, а заказывает их в специализированных фирмах под конкретный проект. В рассматриваемом случае мы имеем самый обычный трубчатый теплообменник, предназначенный для нагрева воды за счёт тепла выхлопных газов. Ничего особенного в нём нет, за исключением:
  • вертикального расположения (обычно используются горизонтальные теплообменники);
  • отсутствия байпаса (но его сделать совсем не проблема).
Никаких проблем с этими теплообменниками не будет: надо почистить, подкрасить, и можно использовать на новом месте предварительно теплоизолировав.

НА ЧТО МОЖНО ЗАМЕНИТЬ

Этот теплообменник есть в наличии­
Этот теплообменник есть в наличии­
При желании, конечно, имеющийся теплообменник можно заменить на совершенно новый. Но заказывать его у Йенбахера нет никакой необходимости.
Теплоутилизатор не является каким-то супертехнологическим изделием, компетенции по выпуску которого есть только за границей. В общем, теплообменник - это не Айфон, сделать его можно и в России. Например, в Питере или в Нижнем Новгороде.
Но если уж и заказывать новый теплоутилизатор, то лучше всего - в классическом горизонтальном исполнении. На первом уровне размещается собственно теплообменник, затем идёт байпас по выхлопным газам, а на самом верху ставят глушитель шума выхлопа.
Для рассматриваемых машин такое изделие российского производства со всеми дополнительными комплектующими может стоить 40 - 50 тыс. EUR (с НДС) на каждую ГПУ.
Классический горизонтальный теплоутилизатор­ (в процессе монтажа)­
Классический горизонтальный теплоутилизатор­ (в процессе монтажа)­

Глушитель шума выхлопа

Демонтированный глушитель (без теплоизоляции) подготовлен для отправки в Россию ­
Демонтированный глушитель (без теплоизоляции) подготовлен для отправки в Россию ­

Насосная станция и теплотехническая арматура

Вместе с каждой газопоршневой установкой Jenbacher JMS616 были демонтирована и включена в комплект поставки и насосная станция, состоящая из двух насосов (основного и резервного), запорной арматуры и фильтра.
Насосная станция обеспечивает циркуляцию теплоносителя для отбора тепла от трёх теплообменников двигателя (рубашка охлаждения, масляный охладитель и интеркуллер), а так же от теплообменника выхлопных газов.
В имеющихся глушителях тоже ничего особенного нет. Обычные железки. Их можно привести в порядок и вновь использовать на новом месте эксплуатации ГПУ.
Однако, если потребуется поменять теплообменник выхлопных газов, то логично будет заменить вместе с ним и глушитель.
Насосная станция ­(два насоса, фильтр и арматура)­ входят в комплект поставки б/у ГПУ­
Насосная станция ­(два насоса, фильтр и арматура)­ входят в комплект поставки б/у ГПУ­
Всё это оборудование вполне работоспособно и может быть использовано на новом месте эксплуатации ГПУ, однако только в том случае, если найдёт применение в новой тепловой схеме. А она, скорее всего, будет весьма существенно отличаться от прежней, поскольку двух одинаковых энергоцентров не бывает.
Циркуляционные насосы готовы к отправке в Россию ­
Циркуляционные насосы готовы к отправке в Россию ­
Фильтры тоже поедут в нашу страну ­
Фильтры тоже поедут в нашу страну ­
И вся арматура ­тоже­
И вся арматура ­тоже­

Система управления

Выглядит очень хорошо, но слишком старая

Шкаф автоматики рассматриваемых ГПУ JMS616 укомплектованы панелями управления Engine Management System EMS2000. Пока у меня сложилось впечатление, что данная система использовалась на Йенбахерах ещё до появления в 1996 году первых "голубеньких" панелей DIA.NE (blue).
Если это действительно так, то имеющиеся шкафы управления электроагрегатами - просто жуткая древность. Представьте себе персональный компьютер 90-х годов с процессором Pentium I и операционной системой Windows 95. Вот система EMS2000 - как раз ровесница такого ПК. И место ей - в музее славного г. Йенбах.
То, что данная система успешно отработала на этих газопоршневых установках более 20 лет, как раз не вызывает вопросов. Тогда европейскую промышленную электронику делали ещё не в Китае, а в самой Европе. Не исключено, что имеющиеся шкафы управления могли бы проработать на прежнем месте ещё лет десять.
У нас в стране такая старая система управления ГПУ в принципе могла оказаться только на одном единственном объекте - "Мострансгаз", на который в 1996 году были поставлены самые первые в России ГПЭС Jenbacher (4 x JMS616). На втором объекте (Три Кита) 612-е машины были, скорее всего, уже с системой управления DIA.NE (blue). Но сейчас это не столь важно, т.к. двигатели на указанных объектах уже капиталили, заменив при этом и систему управления на более современную.
Вопрос вызывает то, каким образом EMS2000 запускать и настраивать на сегодняшний день. Проблема заключается в том, что официальные российские сервис-партнёры компании Jenbacher сейчас вряд ли возьмутся за настройку даже более "свежих" систем управления DIA.NE blue (1996 год) и первой DIA.NE ХT (2003 г.). Их ответ будет очень простым: меняйте шкафы управления на новые с самой современной йенбахеровской системой управления DIA.NE ХT4. Или возитесь со своим старьём сами.
Система управления ГПУ Engine Management System EMS2000
Система управления ГПУ Engine Management System EMS2000
Шкафы управления ГПУ вполне работоспособны и внешне выглядят просто прекрасно... ­
Шкафы управления ГПУ вполне работоспособны и внешне выглядят просто прекрасно... ­

ВЫВОД:

... ­но морально уже очень сильно устарели и нуждаются в замене на более современные­
... ­но морально уже очень сильно устарели и нуждаются в замене на более современные­
Единственной реальной проблемой данных б/у ГПУ Jenbacher JMS616 является древняя автоматика. Имеющаяся система управления ГПУ очень сильно устарела, поэтому её проще полностью заменить на новую, чем восстанавливать или модернизировать, а потом налаживать и поддерживать в работе. Просто никто не захочет возиться с такой древностью.

Оригинальная система управления будет очень недешёвой

GE Jenbacher системы управления сам не делает

Необходимо чётко понимать, что завод Jenbacher автоматику для своих ГПУ производит не сам.
В действительности панели управления DIA.NE XT для Йенбахеров делает австрийская компания B&R (Bernecker + Rainer Industrie-Elektronik GmbH) из г. Эггельсберг, которую в 2017 году поглотил концерн ABB. Например, первая система DIA.NE XT комплектовалась панелью B&R с индексом 4PP250.0571-K01, а DIA.NE XT3 - это панель B&R Power Panel 400 с индексом 4PP450.1043-K05.
В целом, нет никакого сомнения, что вся продукция B&R очень достойная. На самом деле это высший мировой уровень. И если вы решите заменить старую систему EMS2000 на DIA.NE XT4, то всё будет работать как положено. Просто "тип-топ" всё будет.
Всё дело в цене вопроса. Ведь Jenbacher не занимается благотворительностью, и за полную замену начинки шкафов управления ГПУ вам придётся заплатить очень даже приличную сумму. Я думаю, что накрутка на продукцию B&R у Йенбахера составляет не менее 50%. А с учётом доставки и растаможки + интереса официального сервиса это будет уже под 100% накрутки.
Шкафы старой системы управления ГПУ упакованы для отправки в Россию ­
Шкафы старой системы управления ГПУ упакованы для отправки в Россию ­

Настройка новой йенбахеровской автоматики обойдётся в кругленькую сумму

Хранение шкафов автоматики на складе в Германии ­
Хранение шкафов автоматики на складе в Германии ­
К тому же новая система DIA.NE XT4 потребует настройки и последующей поддержки. На самом деле с автоматикой связано до 80% процентов всех вопросов, возникающих при эксплуатации современных газопоршневых установок. И только оставшиеся 20% - это вопросы по механике.
Поэтому для того, чтобы ввести в эксплуатацию бывший в употреблении электроагрегат JMS616 с самой современной йенбахеровской автоматикой, вам придётся оплатить не только само новое "железо", но и работу квалифицированных наладчиков, которая стоит до 40 – 45 EUR за нормо-час.
Но и этим ваши расходы не ограничатся. Этих же специалистов потом ещё неоднократно придётся приглашать для дополнительной настройки автоматики. Без них вы с данной задачей не справитесь, поскольку ключи (пароли) от новой системы управления будут только у официального сервиса. Йенбахеровцы эти ключи вам не передадут НИКОГДА ! То есть, поставив систему DIA.NE XT4 вы оказываетесь у них на крючке. После этого вас будут "доить". Хоть и понемногу, но на протяжении всего срока эксплуатации ГПУ. Капитализм, однако...
И ежу понятно, что б/у газопоршневые установки приобретаются не из любви к старой технике, а из желания сэкономить. Поэтому подсаживаться на новую "родную" йенбахеровскую систему управления ГПУ никакого смысла. На ней сэкономить не получится ни при каких обстоятельствах. Хорошая новость заключается в том, что промышленной автоматикой занимается не только B&R.

Реальная альтернатива: контроллеры Motortech

Надо чётко понимать, что система DIA.NE XT любой модификации не является каким-то суперэксклюзивом, без которого ГПУ Jenbacher жить не может, как Пугачёва без Галкина. Есть хорошие альтернативы. Ведь та же самая Пугачёва в своё время поменяла Киркорова на Галкина, и ничего с ней после этого не случилось: живёт себе припеваючи (в прямом и переносном смысле).
Я думаю, что и вам есть смысл заменить старую автоматику EMS2000, но не на «родную» йенбахеровскую, а на другую, более удобную, а самое главное - более дешёвую в эксплуатации.
Поэтому, если вы хотите реально сэкономить деньги на бывшей в употреблении ГПЭС, то проще и дешевле сразу уйти от оригинальной йенбахеровской DIA.NE XT4 и поставить аналогичную систему от независимого производителя. В этом случае и само "железо" обойдётся вам существенно дешевле, и его настройкой смогут заниматься специалисты не из официального сервис-центра Jenbacher, а из более доступной по ценам фирмы. В результате получается очень существенная экономия.
Я думаю, что на сегодня самая лучшая альтернатива "родной" DIA.NE XT4 - это система управления ГПУ на основе контроллеров Motortеch.
Оптимальный вариант - заменить EMS2000 не на DIA.NE XT4, а на Motortech ­
Оптимальный вариант - заменить EMS2000 не на DIA.NE XT4, а на Motortech ­
Поэтому, если перед вами стоит задача поменять автоматику газопоршневого электроагрегата, то особо не заморачивайтесь и сразу ставьте мотортеховскую систему. Будет дёшево и сердито - как раз то, что надо покупателю б/у ГПЭС, который считает свои деньги.
Сами шкафы, кстати, можно оставить прежние. После незначительной доработки они вполне пригодны для размещения новых контроллеров.

Система управления Motortech для ГПУ Jenbacher (один из вариантов)

Образцы контроллеров Motortech ­
Образцы контроллеров Motortech ­
Стоимость такого набора оборудования в расчёте на 4 шкафа управления ГПУ составляет около 60-80 тыс. EUR с НДС.

Оборудование ­ Модель Количество на одну ГПУ­
Контроллер для генераторного оборудования All-In-One (AIO-NTC) 1
Модуль связи контроллера AFR 1
Выносной пульт управления с дисплеем AIO vision 8 1
Модуль управления CDVR iG-AVRi 1
Расширительный модуль цифровых входов IO8/8 2
Модуль связи с интерфейсом САТ I-CB/CAT GAS 1
Расширительный модуль аналоговых входов AIN8 3
Расширительный модуль аналоговых выходов AOUT8 1

Какие ещё системы Motortеch можно использовать для тюнинга ГПУ

Для модернизации газопоршневых электроагрегатов компания Motortеch помимо контроллеров управления ГПУ предлагает ещё несколько очень полезных "прибамбасов". Конечно, все их сразу использовать совсем не обязательно, но если всё же пойти по этому пути, то из старой машины можно сделать практически "конфетку". К тому же подобный upgrade можно провести не сразу, а поэтапно, по мере того, как на это будут появляться деньги. В результате вы сможете существенно снизить эксплуатационные расходы свою б/у ГПЭС, как за счёт более дешёвых расходников (форкамерные свечи, катушки зажигания, высоковольтные провода), так и за счёт снижения потребления электроагрегатами топлива.

Модернизация системы зажигания

СВЕЧИ

Оригинальные форкамерные свечи арт. 436782-1214569для ГПУ Jenbacher 6-й серии производит компания Denso (фирменное обозначение Denso 518). Причём у Йенбахера эксклюзив на эти свечи: никому больше Denso данную марку не продаёт. Соответственно свечи эти совсем не дешёвые - 220-250 EUR за штуку. Но "ходят" они совсем недолго - 1800 ч.
В качестве альтернативы компания Motortech предлагает форкамерные свечи собственного производства, которые дешевле "родных", а работают никак не меньше.

КАТУШКИ ЗАЖИГАНИЯ

Помимо свечей у Мотортеха есть ещё и очень популярные катушки зажигания, которые существенно дешевле "оригинальных". На мотортеховские катушки сейчас вообще переводят все ГПУ подряд, Jenbacher, но и MWM, Caterpillar, Cummins и другие марки. Ведь производители этих газопоршневых электроагрегатов свои "родные" катушки сами не делают, а заказывают их в специализированных фирмах, безбожно накручивая сверху свой интерес. Мотортеховский же вариант на фоне "оригинальных" цен выглядит почти бесплатным.

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА

Ещё одна очень интересная позиция у компании Motortech - высоковольтные провода, недорогие, но очень качественные. Кстати, есть информация, что современные Йенбахеры комплектуются именно мотортеховскими проводами в качестве "родных".
Фирменная йенбахеровская металлическая банка с четыремя свечами арт. 436782-1214569 (Denso 518) ­
Фирменная йенбахеровская металлическая банка с четыремя свечами арт. 436782-1214569 (Denso 518) ­
Мотортеховская катушка зажигания на Jenbacher JMS616 ­
Мотортеховская катушка зажигания на Jenbacher JMS616 ­

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Самым правильным вариантом могла бы быть полная замена всей старой системы зажигания на мотортеховскую, которая будет включать:
  1. Блоки управления зажиганием.
  2. Монтажные шины AlphaRail для кабельной разводки.
  3. Свечи и катушки зажигания.
  4. Экранированные или неэкранированные высоковольтные провода.

В результате такая современная система зажигания обеспечит повышение электрического КПД и снижение расхода топлива, особенно если одновременно с ней поставить на б/у газопоршневые электроагрегаты Jenbacher ещё и систему топливосмешения + дроссельную заслонку от компании Motortech.
Кстати, на рассматриваемых б/у Йенбахерах "родные" катушки зажигания уже заменены на мотортеховские. Я подозреваю, что свечи и высоковольтные провода - тоже от компании Motortech, так как по внешнему виду они очень сильно отличаются от оригинальных.
На мотортеховские катушки эти 616-е двигатели перевели, по всей видимости, уже довольно давно - при проведении среднего или капитального ремонта. И это совсем не удивительно, поскольку оригинальная система зажигания на этих машин была на основе МАГНЕТО !!! Очень хотелось бы посмотреть на такую старину своими глазами, но уже, к сожалению, не получится.
Так выглядит имеющаяся система зажигания на б/у электрогарегате Jenbacher JMS616 ­(с мотортеховскими катушками)­
Так выглядит имеющаяся система зажигания на б/у электрогарегате Jenbacher JMS616 ­(с мотортеховскими катушками)­
Оригинальная система зажигания 90-х годов ­на JMS616 ­
Оригинальная система зажигания 90-х годов ­на JMS616 ­

Мотортеховская система топливосмешения

На рассматриваемые Йенбахеры было бы неплохо поставить и новую мотортеховскую систему топливосмешения VariFuel2 с приводом от шагового двигателя, которая обеспечивает подготовку топливной смеси "газ / воздух" с очень точным коэффициентом избытка воздуха. В результате получается однородная смесь, которая равномерно горит по всему объему камеры сгорания.

Мотортеховская дроссельная заслонка

Сейчас на рассматриваемых ГПУ Jenbacher JMS616 используется классическая дроссельная заслонка рычажного типа с приводом от актуатора Heinzmann StG 30-01. В свою очередь актуатор управляется электронным блоком Pandaros PDC6. И сам принцип управления положением дроссельной заслонки через соединительные тяги с шарнирами, и этот контроллер современными назвать никак нельзя при всём желании.
Конечно, можно попробовать оставить имеющуюся систему регулирования подачи газовоздушной смеси в двигатель. Но оптимальным вариантом было бы сразу провести замену "родной" дроссельной заслонки и старого актуатора Heinzmann на дроссельную заслонку Motortech с приводом от шагового двигателя. Такое решение позволит обеспечить более быструю реакцию двигателя на изменение нагрузки. Цена вопроса - около 5 тыс. EUR на один электроагрегат. Но оно того стоит.
Довольно древняя модель актуатора Heinzmann StG 30-01 ­
Довольно древняя модель актуатора Heinzmann StG 30-01 ­
Столь ­же древний блок управления Pandaros PDC6 (зелёный) в шкафу автоматики ГПУ­
Столь ­же древний блок управления Pandaros PDC6 (зелёный) в шкафу автоматики ГПУ­

Запчасти для Йенбахеров 90-х годов выпуска

Никаких проблем не будет

В профессиональной среде существует некий миф о том, что сервис Йенбахеров осложнён специфической ситуацией с запчастями. Однако я заметил, что это мнение существует и поддерживается только среди тех, кто сам этой маркой газопоршневых электростанций никогда не занимался. То есть среди MWM-щиков и катерпилларовцев - людей, которые продают или эксплуатируют ГПЭС конкурентов Йенбахера. А значит, данная позиция является заведомо необъективной.
Реальная же ситуация заключается в том, что компания Jenbacher продолжает выпускать запчасти даже для очень старых серий своих газопоршневых установок.
Например, в энергоцентре объекта "Мострансгаз" нет никаких вопросов с поставкой любых запасных частей. А там работает 4 х JMS616 1995-го года выпуска, практически аналогичных рассматриваемым электроагрегатам. Несколько лет назад сделали капремонт. В общем, всё путём.
Другое дело, что некоторые запчасти есть постоянно в наличии, а некоторые надо заказывать заблаговременно. И тогда их привезут вам именно к тому моменту, когда они понадобятся.
Никаких проблем с запчастями для этих JMS616 не будет: они продолжают выпускаться ­
Никаких проблем с запчастями для этих JMS616 не будет: они продолжают выпускаться ­

Источники запчастей для ГПУ Jenbacher в России

Любые запасные части для всех моделей газопоршневых электроагрегатов Jenbacher вам могут предложить:
 
  1. Официальные российские сервис-партнёры (дистрибуторы). У того же Макс Моторса в Москве есть склад на 10 млн. EUR. У "официалов" вы можете заказать практически всё, что вам нужно для вашего Йенбахера.
  2. Неофициальные поставщики, которые сами завозят запчасти из Европы по "серым" схемам. Но не каждый из них может привезти абсолютно все необходимые вам детали. Просто надо знать правильных людей (я их знаю).
  3. Австрийская фирма, основанная бывшими сотрудниками GE Jenbacher. Они предлагают некоторые запчасти, конструкция которых существенно улучшена по сравнению с классической йенбахеровской.
  4. Немецкие и австрийские компании (например, August Storm GmbH & Co. KG), которые специализируются на сервисе ГПЭС в Европе, в том числе и всех моделей Jenbacher. У них есть не только новые, но и бывшие в употреблении запчасти, детали и узлы для Йенбахеров, в том числе и восстановленные. Это очень интересный вариант.
 
Для заказа запчастей обязательно необходимо указывать их каталожные номера, поскольку, некоторые детали (например, поршни) у разных модификаций одной и той же модели ГПУ Jenbacher могут серьёзно различаться. Однако если вы укажите номер запасной части, то вам привезут именно ту деталь, которая идеально подходит именно для вашего электроагрегата.
Огромный склад компании Макс Моторс в Москве буквально забит запчастями ­
Огромный склад компании Макс Моторс в Москве буквально забит запчастями ­
Если бы ГПУ ­Jenbacher очутилась на этом складе, то она решила бы, что оказалась в раю­
Если бы ГПУ ­Jenbacher очутилась на этом складе, то она решила бы, что оказалась в раю­

ВЫВОД:

В реальной жизни нет никаких проблем с запчастями для газопоршневых электроагрегатов Jenbacher любого года выпуска. Даже не заморачивайтесь по этому вопросу. Лучше пообщайтесь с людьми, которые эксплуатируют такую технику уже почти двадцать лет (например, в тех же "Трёх китах"). Все ваши сомнения будут развеяны, и вы поймёте, что отсутствие запчастей для Йенбахеров - это просто миф, не имеющий никакого отношения к реальности. Только платите деньги - и вам всё принесут на блюдечке с голубой каёмочкой.

Расходные материалы для Йенбахеров

МАСЛО

АНТИФРИЗ

 
 
Что касается масла, то лучше использовать хорошее синтетическое масло, на котором газопоршневой двигатель будет ходить не менее 2 тыс. часов (на практике - до 4 - 5 тыс. часов).
Лучше купить фирменный антифриз с присадками (ингибиторы коррозии). В этом случае менять его, по заверениям производителя, придётся примерно раз в три года.
 
 

Место хранения

Первый электроагрегат JMS616 уже доставлен в Россию и находится на площадке хранения в Нижнем Новгороде.
Оставшиеся три ГПУ в течение 2-3 недель можно привезти в нашу страну, растаможить и разгрузить на месте проведения ремонта или непосредственно на объекте.
При желании можно организовать предварительный осмотр оборудования, как в Нижнем Новгороде, так и в Германии. Я бы, конечно, рекомендовал съездить и посмотреть технику на месте. Но все расходы (проезд, проживание, командировочные) - за счёт потенциального покупателя.
Первый Йенбахер уже находится в Нижнем Новгороде ­
Первый Йенбахер уже находится в Нижнем Новгороде ­
Ещё три ­ГПУ Jenbacher JMS620 пока остаются на складе в Германии­, но готовы к отправке в Россию­
Ещё три ­ГПУ Jenbacher JMS620 пока остаются на складе в Германии­, но готовы к отправке в Россию­

Подводим итоги:

1. Работоспособность

Предварительная оценка показывает, что предлагаемая к продаже ГПЭС в составе четырёх бывших в употреблении газопоршневых электроагрегатов Jenbacher с двигателями JW616 GSB02 находится во вполне приличном состоянии. Все машины работоспособны. Конечно, они нуждаются в проведении восстановительного ремонта с учётом реального механического износа деталей и узлов двигателей. Но затраты на такой ремонт не будут запредельными, всё в рамках разумного.

2. Модернизация

В обязательном порядке придётся полностью менять на новую (Motortech) только систему управления ГПУ. Кроме того, по желанию заказчика газопоршневые двигатели JW616 GSB02 можно серьёзно модернизировать с использованием современных решений от компании Motortech. Это позволит существенно улучшить эксплуатационные характеристики электроагрегатов и заметно снизить расход топлива, увеличив электрический КПД на несколько процентов (вариант" конфетка"). С целью снижения первоначальных затрат проведение такой модернизации двигателей ГПУ можно разбить на несколько этапов.

3. Дооснащение

В части, касающейся теплоутилизации, в обязательном порядке потребуется изготовить байпас теплообменника и приобрести выносной радиатор для системы охлаждения двигателя. Причём для интеркуллера такой радиатор не нужен, так как в двигателе использован одноступенчатый интеркуллер. Конечно, при желании можно заменить на новую и всю систему теплоутилизации, приобретя готовый комплект оборудования российского производства (теплообменник, байпас, глушитель).

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

Приобретение четырёх газопоршневых установок Jenbacher JMS616  1995 года выпуска оправдано как с технической точки зрения, так и c экономической. Использование данного оборудования обеспечит существенную экономию средств и на этапе капитальных вложений, и в ходе последующей эксплуатации.

ЦЕНА ВОПРОСА

Каждая из четырёх газопоршневых установок Jenbacher JMS616 будет стоить от 250 до 350 тыс. EUR с НДС в зависимости от затрат на проведение восстановительного ремонта и модернизацию.
То есть, если просто привести электроагрегаты в работоспособное состояние и восстановить моторесурс, то будет подешевле. А если сделать из ГПУ "конфетку " - то подороже. Решать вам.
 
Ещё раз обращаю внимание: в указанную цену уже включён восстановительный ремонт, объём которого будет согласован с вами.
 
Стоимость каждого электроагрегата JMS616 от 250 тыс. до 350 тыс. EUR­ (с учётом ремонта)­
Стоимость каждого электроагрегата JMS616 от 250 тыс. до 350 тыс. EUR­ (с учётом ремонта)­

Строительство электростанции на базе 4 х JMS616

Дополнительные расходы

Приобретение бывших в употреблении электроагрегатов - это только первый шаг на пути к собственной электрогенерации. Любая газопоршневая электростанция всегда является проектным решением, привязанным к конкретному объекту. Поэтому вы должны быть готовы к тому, что придётся понести следующие дополнительные расходы:
  • проектирование (включая инженерные изыскания и прохождение экспертизы);
  • вспомогательное оборудование;
  • строительно-монтажные работы;
  • пуско-наладочные работы, комплексное опробование и сдача в эксплуатацию.
И здесь вам необходимо учесть три ключевых момента:

ЗАТРАТЫ КАЖДЫЙ РАЗ РАЗНЫЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНО НЕОБХОДИМЫ СМЕТЫ

НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ НЕ СЭКОНОМИШЬ

 
 
 
Данные расходы являются строго индивидуальными для каждого конкретного проекта мини-ТЭЦ. Двух абсолютно одинаковых энергоцентров не бывает. Всегда есть некоторые особенности, которые приводят к разнице в затратах на строительство даже очень похожих электростанций.
С точностью до копейки ваши затраты можно будет посчитать только после того, как будет разработана проектная документация и подготовлены сметы. До этого момента можно давать только предварительные оценки предстоящих расходов, основываясь на опыте реализации предыдущих проектов.
При использовании бывших в употреблении газопоршневых установок на самом строительстве энергоцентра деньги сэкономить не получится. То есть, само проектирование и строительство ГПЭС будет стоить столько же, как и при использовании абсолютно нового оборудования. Практически копейка в копейку.
 
 
 
Например, проектировщикам всё равно - б/у у вас оборудование или новое. Трудозатраты на разработку проектной документации у них и в том, и в другом случае будут абсолютно одинаковые. А значит, и платить за проектирование на оборудовании б/у или новом вам придётся абсолютно одинаково. Точно так же и бетон для фундаментов не станет для вас дешевле только из-за того, что вы сэкономили в три-четыре раза, купив для своей электростанции бывшие в употреблении электроагрегаты.

Проектирование

В реальной жизни на проектировании энергоцентра можно сэкономить, только отказавшись от услуг относительно дорогих московских или питерских проектных организаций. Намного проще и дешевле для вас будет привлечь специалистов из регионов. Ведь работать они готовы за гораздо более разумные суммы, чем их столичные коллеги. Я таких людей знаю. Однако в любом случае стоимость проектных работ будет сильно завесить от того, что написано в техническом задании.
Предварительно разработку проектной и рабочей документации для энергоцентра в составе четырёх имеющихся ГПУ мощностью по 1,5 МВт каждая можно оценить в 3 - 3,5 млн. рублей в зависимости от сложности ТЗ (с учётом инженерных изысканий и прохождения экспертизы, но без внешних коммуникаций).

Вспомогательное оборудование электростанции

Состав вспомогательного оборудования ГПЭС может быть определён только в ходе разработки проектной документации. До этого говорить о предстоящих затратах можно весьма приблизительно. Однако основываясь на опыте реализации предыдущих проектов можно предположить, что для строительства мини-ТЭЦ понадобится дополнительно приобрести следующее оборудование:
  • аварийная дизельная электростанция собственных нужд ( до 250 кВт)
  • дымовые трубы;
  • тепломеханическое оборудование для промежуточного контура между ГПУ и контуром заказчика (насосы, теплообменники, арматура запорная и регулирующая и т.п.);
  • высоковольтное распредустройство (6 кВ);
  • понижающий трансформатор собственных нужд 6/0,4 кВ мощностью 160 или 250 кВА;
  • щит собственных нужд 0,4 кВ;
  • приборы учёта (газ, вода, тепло, электроэнергия);
  • газорегулирующее устройство (ГРУ);
  • охранно-пожарная сигнализация;
  • автоматизированное место оператора.

КОТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ УВЕЛИЧИТ ВАШИ ЗАТРАТЫ

РОССИЙСКАЯ ТЕХНИКА СНИЗИТ ВАШИ РАСХОДЫ

 
 
Если помимо ГПУ необходимо будет поставить в энергоцентр ещё и пиковые водогрейные котлы, то затраты вырастут ещё на весьма приличную сумму. А если заказчику захочется получить пар на технологию, то в бюджет проекта необходимо закладывать полноценную паровую котельную.
Реально сэкономить на вспомогательном оборудовании энергоцентра можно, только если по максимуму использовать отечественную технику. Зачем ставить распредустройство на ячейках Шнайдер Электрик, если дешевле использовать российские аналоги, выпускаемые компанией "Таврида Электрик"?
 
 

ВЫВОД:

Общую стоимость вспомогательного оборудования для мини-ТЭЦ 4 х 1,5 МВт сейчас можно оценить только очень приблизительно.

Строительно-монтажные работы

Для размещения бывших в употреблении Йенбахеров придётся построить здание энергоцентра. Оно может быть подороже - из монолитного железобетона, или подешевле - из сэндвич-панелей. А можно использовать имеющееся б/у здание. Главное, чтобы оно было надёжным и не развалилось от вибрации, возникающей при работе газопоршневых электроагрегатов. С этой целью в рамках инженерных изысканий, предшествующих началу любых проектных работ, должно быть проведено соответствующее обследование здания на предмет его пригодности для размещения ГПЭС.
Цена вопроса в каждом случае будет разной. Поэтому на данном этапе стоимость СМР можно определить только по аналогии с похожими проектами. Но конечные суммы будут зависеть от особенностей конкретного проекта.

Пуско-наладка и сдача в эксплуатацию

ПНР любого оборудования б/у или с хранения всегда несколько дольше, а значит и дороже, чем абсолютного нового. Кроме того, необходимо учитывать, что  предстоит пуско-наладка не только самих ГПУ, но и вспомогательного оборудования, а так же проведение 72-часового комплексного опробования и сдачи энергоцентра в эксплуатацию, включая оформление документации. Суммарно все эти работы в рассматриваемом случае можно оценить примерно в 1,5 млн. рублей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ !

Ещё раз подчёркиваю: не смотря на то, что за четыре б/у ГПУ Jenbacher JMS616 вы заплатите значительно меньше, чем за новые, всё равно проектирование и строительство энергоцентра обойдутся вам "по полной программе". Никто из подрядчиков и поставщиков не даст вам скидку только за то, что у вас "не совсем новые" газопоршневые электроагрегаты.

Вопросы по бывшим в употреблении электроагрегатам JMS616

Если вы заинтересованы в покупке представленных выше четырёх б/у Йенбахеров мощностью по 1,5 МВт, то направляйте мне запрос, заполнив форму прямой связи. Или обращайтесь напрямую по указанным ниже телефону и адресу электронной почты.

Поиск других вариантов

Подбор бывшей в употреблении техники для вашей мини-ТЭЦ !

На вторичном рынке постоянно появляются новые предложения бывших в употреблении газопоршневых установок. ОБРАЩАЙТЕСЬ!
ОСНОВНЫЕ МАРКИ:
  1. MAN (но только маленькие: от 50 до 530 кВт) - немного
  2. Jenbacher - таких ГПУ много
  3. MWM - тоже много
  4. Caterpillar - и этих много
  5. Guascor (сейчас это Siemens) - довольно редко

Единичная мощность: 50 - 4 400 кВт.
Количество: от одной машины до электростанции в составе 5-6 ГПУ.
Возраст: от 1 года до 25 лет.
Наработка: от 0 часов до 120 тысяч часов.
Состояние: от "лучше новой" до "металлолом".

ОЧЕНЬ ВАЖНО !

Я не впариваю вам рухлядь. Обязательно представлю расчёт затрат на восстановление и модернизацию ГПУ. Даже самую убитую машину можно привести в божеский вид. И это будет дешевле, чем покупать новую. Кроме того, я подготовлю предварительный расчёт затрат на строительство энергоцентра "под ключ".

Пример калькуляции затрат на восстановление

Какие деньги понадобятся на ремонт комплектной ГПЭС в составе 4 электроагрегатов J616 GSC01 1997 года.

Б/у газопоршневые электроагрегаты

Характерные особенности рынка б/у ГПУ в Европе и в нашей стране. Как выбрать правильные машины по разумной цене

Реальные предложения б/у ГПЭС

Здесь можно посмотреть актуальные предложения б/у ГПУ различных марок из России и Европы
© МетеоЭнергетик, 2020
Валерий Мартынов. Частный консультант по ГПУ, микротурбинам и мини-ТЭЦ.
Моб.: +7 (903) 747-77-71 E-mail: meteoenergetic@yandex.ru