Газопоршневые установки б/у Jenbacher J616

Пример расчёта затрат на ремонт б/у ГПУ

Сколько будет стоить восстановление комплектной ГПЭС в составе четырёх бывших в употреблении Jenbаcher J616 GSC01 1997 года выпуска

Это реальный случай

Осенью 2017 года на продажу была выставлена находящаяся во Франции комплектаная б/у газопоршневая электростанция в составе четырёх электроагрегатов Jenbacher J616 мощностью по 1,9 МВт.

Оборудовние Модель ГПУ­ Количество Мощность Напряжение Год выпуска ­ Наработка Цена, EUR­
Комплектная электростанция J616 GSC01 4 1 942 кВт­ 690/400 В­ 1997 22 000 ч­ 400 000­

 

Примечания:

  1. Все четыре бывших в употреблении электроагрегата в составе комплектной электростанции не были демонтированы и находились на месте предыдущей эксплуатации. В этом есть и свой плюс, так как: а) в наличии имелись все комплектующие, детали и узлы, б) не было утеряно вспомогательное оборудование мини-ТЭЦ (насосы, теплообменники, трансоформаторы и т.п.).
  2. Цена указана в EUR за все четыре ГПУ и не включает в себя демонтаж машин, их доставку в Россию и таможенные расходы.
  3. Я не занимаюсь перепродажей бывшиего в употреблении оборудования. Такую технику вы можете приобрести только напрямую у нынешних владельцев или их агентов. Их контактные данные я предоставлю вам абсолютно бесплатно.


ТОРГ УМЕСТЕН !

Указанная цена на газопоршневые установки б/у - это всегда всего лишь "хотелки" продавца. Вы вправе торговаться и сбивать предложенную цену !

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:

Я не впариваю вам эти ГПУ. Я всего лишь хочу показать, сколько денег нужно на то, чтобы сделать из них "конфетку".

Поэтому ниже приводится честная калькуляция ваших расходов на приведение бывших в употреблении газопоршневых электростанций Jenbacher J616 в работоспособное состояние.

Правда жизни заключается в том, что без дополнительных вложений это оборудование долго не проработает, если у вас вообще получится запустить его на новом месте эксплуатации.

 

Более подробно о том, почему и каким образом б/у ГПУ надо "доводить до ума"


Данные ГПУ надо "доводить до ума". И эти работы будут стоить вам приличных денег­
Данные ГПУ надо "доводить до ума". И эти работы будут стоить вам приличных денег­

Восстановление газопоршневого двигателя

Потребуется полная переборка

Данным ГПУ уже двадцать лет. Но отработали они совсем мало: примерно по 22 тыс. часов. То есть очевидно, что период простоя у этих газопоршневых электроагрегатов был довольно длительным.

Честно говоря, двадцать лет для Йенбахеров 6-ой серии - это вообще не возраст. А такая наработка для них - это просто "ни о чём". Гораздо хуже именно то, что все четыре машины очень долго стояли без работы. И я очень сомневаюсь, что после остановки проводилась хоть какая-то консервация этих двигателей. Поэтому с ними может быть что угодно: появилась ржавчина на гильзах цилиндров, рассохлись все резиновые прокладки, и т.д., и т.п.

Сервисные инженеры компании Макс Моторс (официальный дистрибутор GE Jenbacher) в такой ситуации рекомендуют проводить средний ремонт газопоршневых установок. Поэтому, я думаю, все четыре б/у ГПУ однозначно надо ставить под полную переборку двигателей.

Однако перед покупкой есть смысл провести эндоскопию.  Хотя бы для того, чтобы убедиться, что эти двигатели внутри не проржавели насквозь (на самом деле при хранении машин внутри здания такое маловероятно).

Этот бывший в употреблении Jenbacher J616 GSC01 нужнается в полной переборке ­
Этот бывший в употреблении Jenbacher J616 GSC01 нужнается в полной переборке ­
Коррозия на неокрашенных головках болтов ­
Коррозия на неокрашенных головках болтов ­

И самое главное. Опираясь на результаты эндоскопии можно попробовать "развести" продавца оборудования: показать ему, что состояние электроагрегатов просто "ужас - ужас", и на этом основании попытаться сбить цену хотя бы на 5 - 10 %.

Ведь судя по имеющимся снимкам есть все основания считать, что предлагаемые к продаже б/у газопоршневые установки Jenbacher J616 находятся в далеко неидеальном состоянии и никакой их консервации в реальности не было.

На фотографиях хорошо видно, что ржавчина пошла на всех неокрашенных головках болтов, которыми крепятся крышки головок цилиндров. И это при том, что сами ГПУ находятся в здании. Данный факт означает, что коррозия началась не смотря на то, что вода на двигатель напрямую не попадала. Следовательно, образование ржавчины на открытом металле является следствием высокой влажности воздуха внутри помещения, по крайней мере в осенне-зимний период.

Логично предположить, что коррозия могла появиться и на внутренних частях двигателя вследствие образования конденсата при перепадах температур. А значит без эндоскопии не обойтись. Точно так же, как и без перебрки двигателя.

Что входит в средний ремонт ГПУ Jenbacher 6-ой серии

Согласно регламента средний ремонт на всех газопоршневых электростанциях Jenbacher 6-ой серии проводятся при наработке в 30 тыс. моточасов. На 616-ом Йенбахере средний ремонт включает в себя замену следующих основных деталей:

Название детали­ Количество, шт.­ Периодичность замены­
Масляный фильтр 1 при каждой замене моторного масла
Сепаратор масла 1 каждые 10 тыс. часов 
Форкамера 16 каждые 10 тыс. часов
Газовый клапан форкамеры 16 каждые  6 тыс.  часов
Стартер 3 каждые 10 тыс. часов
Шестерёнчатый насос 1 только при среднем ремонте­
Установочное устройство 1 только при среднем ремонте­
Циркуляционный насос подогрева 1 только при среднем ремонте­
Втулка цилиндра 16 только при среднем ремонте­
Поршень с поршневым пальцем­ 16 только при среднем ремонте­
Шатун с шатунным подшипником­ 16 только при среднем ремонте­
Главный пошипник­ 9 ­ только при среднем ремонте­
Регулятор давления газа 1 только при среднем ремонте­
Головка цилиндра по результатам дефектации­ только при среднем ремонте­
Болты, шайбы, прокладки, уплотнения, кольца и т.п.­ ­ согласно перечня при всех видах ремонта­

Учитываем и ремонт на 20 тыс. часов

При восстановительном ремонте бывших в употреблении ГПУ Jenbacher J616 придётся сделать некоторые замены, относящиеся к стандартному ремонту на 20 тыс. часов:

Название детали­ Количество, шт.­ Периодичность замены­
Ремкомплекты №1,2,3,4 турбокмпрессора­ АВВ­ комплект каждые 10 000 - 12 000 ч ­
Набор подшипников генератора­ комплект каждые 20 000 ч ­
Гофрированные шлангопроводы­ комплект каждые 20 000 ч ­
Дроссельная заслонка 2 каждые 20 000 ч ­
Глушитель крутильных колебаний (между двигателем и генератором) 1 каждые 20 000 ч ­
Скорее всего, подшипиники генереатора придётся заменить (по фактическому состоянию) ­
Скорее всего, подшипиники генереатора придётся заменить (по фактическому состоянию) ­

Генератор

С обмоткой генератора, как правило, даже при длительном хранении ничего страшного не происходит. Однако сделать контрольные измерения на всякий случай необходимо. Проблемы в этом нет никакой.

Реальная проблема - это состояние подшипников генератора, которые подвежены износу и их необходимо менять каждые 20 тыс. часов.

Вторая проблема - это повреждение на поверхности подшипника в месте соприкосновения с валом генератора, которое возникает при простое генератора из-за длительного давления большой массы ротора на одну точку.

Поэтому и в рассматриваемом случае эти пошипники, скорее всего, придётся заменить.

Гофрированные шлангопроводы

Производитель ГПУ Jenbacher рекомендует заменить все гофрированные шлангопроводы при проведении регламентного ремонта на 20 тыс. часов.

Турбокомпрессор АВВ выглядит ужасно. Однако, на самом деле, не всё так страшно ­.
Турбокомпрессор АВВ выглядит ужасно. Однако, на самом деле, не всё так страшно ­.

Турбокомпрессор

В данном случае на Jenbacher J616 установлен  турбонагнетатель ABB (Швейцария). Кстати, на более "свежих" ГПУ этой серии используются чешские турбины PBS Turbo. Большинство турбокомпрессоров АВВ производитель рекомендует ремонтировать через каждые 10 - 12 тыс. часов эксплуатации.

Ремонт заключается в замене всех подшипников, прокладок и т.п. "мелочёвки" (ремкомплекты №1,2,3,4). Если ротор и колесо компрессора не имеют повреждений, то их менять не надо. Кроме того, пескоструется и окрашивается корпус турбокомпрессора ("улитка"). На выходе вы получаете работоспособную турбину, которая выглядит почти как новая.

Гофрированные шлангопроводы подлежат замене при ремонте ГПУ на 20 тыс. часов ­
Гофрированные шлангопроводы подлежат замене при ремонте ГПУ на 20 тыс. часов ­

Что надо делать

Поскольку ни одна из четырёх ГПУ не доработала до 30 тыс. часов ещё весьма приличный срок, то следует ожидать, что большинство деталей, подлежащих замене при проведении среднего ремонта, в действительности не имеют того механического износа, который вызывает необходимость их менять.

В реальной жизни на нормально эксплуатирующемся газопоршневом электроагрегате на 30 тыс. часов абсолютно все без разбору вышеуказанные детали, как правило, никто не меняет. Предварительно проводится дефектация, по результатам которой принимается решение - делать замену или нет.

Например, даже сами сервисники GE Jenbacher рекомендуют при проведении среднего ремонта заменять не все подряд головки цилиндров, а только те, которые действительно находятся в непотребном состоянии.

Таким образом, и в нашем случае нет никакого основания считать, что при переборке двигателей под замену пойдут все механические части двигателя. Требуется провести дефектацию и составить перечень деталей, непригодных к дальнейшей эксплуатации. Все остальные детали можно будет продолжать использовать до наработки 30 000 ч.

ЕСли быть объективным, то основной риск для любых газовых двигателей, находившихся на длительном хранении без должной консервации - это ржавчина, которая появляется на внутренних металлических поверхностях вследствие образования конденсата при перепадах температуры. Поэтому и в рассматриваемом случае замене будут подлежать не только изношенные детали, но и части двигателя с неподдающимиися устранению коррозионными повреждениями.

Необходимо провести полную дефектацию этого двигателя­
Необходимо провести полную дефектацию этого двигателя­

Сколько будет стоить ремонт двигателей

Стоимость ремонта данного двигателя предварительно можно оценить в 175 000 EUR ­
Стоимость ремонта данного двигателя предварительно можно оценить в 175 000 EUR ­

На самом деле на этот вопрос можно будет ответить только после того, как газопоршневые двигатели будут разобраны и будет проведена дефектация каждой детали. Так как все четыре ГПУ хранились в закрытом помещении и имеют наработку гораздо меньше 30 тыс. часов, то можно предположить, что потребуется поменять не более половины деталей, подлежащих замене при среднем ремонте, а так же провести замену некоторых деталей в соотвествии с регламентом на 20 тыс. часов.

Кроме того, необходимо учесть то, что потребуется залить свежие масло и антифриз, а так же поставить новые аккумуляторы.

Таким образом, предварительно стоимость ремонта каждого из четырёх двигателей можно оценить в сумму, лишь немного превышающую половину стоимости деталей для среднего ремонта ГПУ Jenbacher J616. То есть примерно в 150 000 EUR (при покупке деталей у официального российского дистрибутора и с учётом НДС).

Кроме того, сами работы по полной переборке одного двигателя в России будут стоить около 20 - 25 тыс. EUR (то есть около 15 % от стоимости деталей - вполне разумная сумма).

В результате получаем предварительные расходы на ремонт каждого двигателя в размере 175 000 EUR.

И это честная оценка ваших будущих затрат. Более точно вам никто ничего не скажет до проведения дефектации, то есть пока каждый двигатель не будет полностью разобран.

Тепловая схема ГПЭС

Характерной особенностью всех серий газопоршневых электростанций Jenbacher в открытом исполении является отстутствие стандартной тепловой схемы. Поскольку ГПУ изготавливаются под конкретный заказ, то в каждом случае австрийские инженеры способны предложить вариант, максимально учитывающий особенности данного проекта. Общее количество таких вариантов в соответствующем альбоме Jenbacher - около сорока. Например, заказчику могут быть предложены такие схемы:

  • Вода заказчика заходит в двигатель и последовательно снимает тепло с первой ступени интеркуллера, охлодителя масла и рубашки двигателя, после чего направляется на утилизатор тепла выхлопных газов. В этом случае в ГПУ используется циркуляционный насос относительно небольшой мощности, поскольку с его помощью необходимо обеспечить движение антифриза только в объёме рубашки охлаждения двигателя и пластинчатого теплообменника "антифриз/вода".
  • Высокотемпературный контур двигателя и контур заказчика развязаны через пластинчатый теплообменник. В этом случае охлаждающая жидкость циркулирует внутри замкнутого высокотемпературного контура и обеспечивает охлаждение всех систем двигателя - первой ступени интеркуллера, масляной системы и рубашки двигателя. Затем это тепло через пластинчатый теплообменник отдаётся в контур потребителя, после чего антифриз направляется или обратно в двигатель, или на радиатор принудительного охлаждения. В этом случае применяется более мощный циркуляционный насос, который способен прокачать антифриз от ГПУ до сухой градирни. В частности, такая схема применяется практически для всех ГПЭС Jenbacher в контейнерном исполнении.

Такой гибкий подход к выбору тепловой схемы позволяет получить на выходе из газопоршневой электростанции необходимый заказчику результат. Например, температуру воды после теплообменника "газ/вода" не +90, а +100 градусов.

С другой стороны, такое разнообразие вариантов отбора тепла от газопоршневого двигателя наверняка создаёт определённые проблемы как в производственном процессе, так и при проектировании и эксплуатации ГПЭС. Например, если выбран вариант, при котором вода заказчика заходит в непосредственно в двигатель, то к её химическому составу предъявляются повышенные требования, которые в реальной жизни очень трудно удовлетворить.

Возможно, именно по этой причине сейчас сам Йенбахер рекомендует использовать в новых проектах тепловую схему с развязкой высокотемпературного контура газового двигателя и контура заказчика через пластинчатый теплообменник.

Возможно, потребуется переделка тепловой схемы

Только по одним фотографиям невозможно определить, какая тепловая схема была применена в нашем случае. Однако при использовании этих б/у ГПУ в новом проекте, по всей видимости, желательно будет применить именно вариант, при котором контур двигателя и контур заказчика развязаны через теплообменник. Это значительно упростит проектирование новой газопоршневой мини-ТЭЦ и её дальнейшую эксплуатацию.

Однако при такой переделке газопоршневых установок, возможно, придётся заменить циркуляционные насосы низкотемпературного и высокотемпературного контуров: может оказаться, что имеющиеся по мощности не соотвествовуют требованиям, заложенным в новую проектную документацию. Кроме того, по этой же причине, возможно, потребуется заменить и пластинчатый теплообменник, если он рассчитан только на рубашку охлаждения двигателя без учёта тепла от второй ступени интеркуллера и от маслоохладителя.

Но понять это можно будет только после проведения проектных работ, в ходе которых бывшие в употреблении газопоршневые установки будут привязаны к новому месту эксплуатации.

Понять тепловую схему ГПЭС Jenbacher только по фотографиям практически невозможно ­
Понять тепловую схему ГПЭС Jenbacher только по фотографиям практически невозможно ­

Пластинчатые теплообменники

Возможно, что пластинчатый теплообменник придётся перебирать ­
Возможно, что пластинчатый теплообменник придётся перебирать ­

В комплектацию газопоршневых установки Jenbacher, как правило, входят пластинчатые теплообменники "антифриз / вода", которые предназначены для передачи тепловой энергии от системы охлаждения двигателя к внешнему контуру заказчика.

Скорее всего, с этими теплообменниками в рассматриваемом случае ничего плохого не случилось. Однако при проведении ремонта двигателя реальное состояние каждого теплообменника необходимо будет тщательно проверить, иначе при первом же запуске из него потекут и охлаждающая жидкость, и вода. Если же при проведении дефектации выявится , что теплообменник "прохудился", то его потребуется полностью перебрать. При такой переборке подлежат замене сами пластины (только повреждённые) и все уплотнения (прокладки). Причём новые уплотнения необходимо прикреплять к пластинам с помощью специального клея (например, LUXE 88).

Переборка и ремонт пластинчатого теплообменника - весьма специфическая работа, требующая особых навыков и опыта. Самостоятельно её должным образом выполнить практически невозможно. Поэтому такие теплообменники, как правило отдают на ремонт в специализированные организации, так как в большинстве компаний, занимающихся ремонтом газовых двигателей, соотвествующих сотрудников нет. Сами пластины и уплотнения можно приобрести или у официального сервисного партнёра GE Jenbacher (того же Макс Моторса) или в фирме, которая профессионально занимается данным оборудованием.

Если теплообменник находится в совсем плачевном состоянии, то, возможно, его проще будет заменить, чем ремонтировать. В этом случае покупать  "родной" образец нет никакой необходимости, так как всё равно сам Йенбахер пластинчатые теплообменники не производит. Гораздо проще и дешевле будет приобрести аналогичную модель от Alpha Laval, хотя полноценной заменой может быть и отечественный "Ридан" из Нижнего Новгорода.

Циркуляционные насосы

Насосы внутреннего высокотемпературного контура и масляные насосы предварительной/охлаждающей смазки, установленные на раме двигателя, скорее всего, полностью работоспособны. Хотя, конечно же, все эти насосы необходимо дефектовать. И всё же я думаю, максимум, что придётся с ними сделать - это заменить торцевые уплотнения.

Насосы низкотемпературного контура для ГПУ Jenbacher являются опцией и предназначены для установки не на раме, а рядом с электроагрегатом. Однако они, как правило, почти всегда включаются в комплект поставки. В рассматриваемом случае, по всей видимости эти насосы (на снимке видна лишь небольшая часть насоса красного цвета) всё же не входили в комплектацию самих машин, а являлись проектным решением. Поэтому их следует отнести к вспомогательному оборудованию мини-ТЭЦ.

Такой подход связан с тем, что тепло после второй ступени интеркуллера обычно не утилизуируется, а напрямую отводится на радиатор принудительного охлаждения (сухую градирню) для сброса в атмосферу. Соотвественно, мощность циркуляционного насоса определяется:

  • объёмом охлаждающей жидкости, которую необходимо прокачать за единицу времени для отвода тепла от второй ступени интеркуллера;
  • гидравлическим сопротивлением системы охлаждения, которая зависит от того, на каком расстоянии и на какой высоте относительно двигателя находится радиатор.

Соотвественно, для каждого энергоцентра мощность насосов низкотемпературного контура ГПУ нужно определять на этапе проектных работстрого индивидуально. При этом необходимо учитывать, что охлаждающая жидкость, перекачиваемая этими насосами, напрямую заходит в интеркуллер (2-я ступень), а значит  создаваемое насосами давление не должно превышать некого порогового значения, установленного самим заводом Йенбахер.

Все циркуляционные насосы необходимо дефектовать­ и, если требуется, отремонтировать­
Все циркуляционные насосы необходимо дефектовать­ и, если требуется, отремонтировать­

В принципе, всё то же самое относится и к насосам высокотемпературного контура, если они не просто гоняют антифриз внутри рубашки охлаждения двигателя, а должны прокачивать его до сухой градирни. В этом случае данные насосы так же подбираются индвивдуально под каждый новый проект.

Поэтому совершенно не факт, что на новом месте эксплуатации для рассматриваемой б/у газопоршневой электростанции удасться применить старые циркуляционные насосы высокотемпературного и низкотемпературного контуров. Но попробовать, конечно же, необходимо, так как, скорее всего, эти насосы вполне рботоспособны. Безусловно, в случае повторного использования их предварительно потребуется дефектовать и, при необходимости, отремотировать.

Что надо делать, и сколько это будет стоить

Таким образом, для адаптации б/у ГПУ к новому месту эксплуатации, возможно придётся переделать их тепловую схему. При этом, вполне вероятно, потребуется заменить на новые оба насоса системы охлаждения двигателя, а так же пластинчатый теплообменник "антифриз/вода". Необходимость таких доработок газопоршневых установок будет понятна только после изучения существующей схемы охлаждения и по результатам проектирования нового энергоцентра.

Кроме того, вполне возможно, что потребуется переборка и ремонт имеющихся пластинчатых теплообменников (если они не будут заменены на новые).

Предварительно стоимость такой модернизации тепловой схемы можно оценить в 15 тыс. EUR в расчёте на каждый электроагрегат. Хотя, может оказаться, что всё ограничится простой очисткой и промывкой системы охлаждения двигателя за 15 тыс. руб.

Выхлопной тракт

Теплоутилизатора выхлопных газов нет

Внимательно рассматирвая фотографии данной б/у ГПЭС можно обнаружить, что выхлопной тракт каждой ГПУ не включает в себя трубчатый теплообменник "газ/вода". То есть утилизация тепла выхлопных газов в рассматриваемом случае проектом не предусмотрена вообще, и они после горячей части турбокомпрессора сразу направляются на глушитель.

Можно предположить, что данная схема была принята ввиду того, что рядом с этим энергоцентром отсутствуют потребители тепловой энергии, которым можно было бы продавать излишки утилизированного тепла.

После горячей части турбокомпрессора выхлоные газы направляются на глушитель ­
После горячей части турбокомпрессора выхлоные газы направляются на глушитель ­
Потоки выхлопных газов после двух­ турбокомпрессоров ­объединяются в общей камере­
Потоки выхлопных газов после двух­ турбокомпрессоров ­объединяются в общей камере­
После объединения в общей камере потоки выхлопных газов сразу идут на глушитель­
После объединения в общей камере потоки выхлопных газов сразу идут на глушитель­
Судя по фотографии, ­глушитель шума выхлопа находится во вполне приличном состоянии­
Судя по фотографии, ­глушитель шума выхлопа находится во вполне приличном состоянии­

Объединение выхлопных трактов в общий газоход

А вот после глушителей начинается нечто странное: потоки выхлопных газов объединяются в один общий газоход! Данное проектное рашение, скажем так, очень неоднозначное. Можно предположить, что в рассмативаемом случае поток газов от одной ГПУ создаёт противодавление и мешает прохождению выхлопных газов от другой машины, что негативно сказывается её работе.

В России так никто не делает. По крайней мере я такого ни разу не видел, хотя побывал на многих объектах. У нас принято для каждой газопоршневой установки или газового котла проектировать индивидуальный выхлопной тракт и отдельную дымовую турубу. Исключение составляют, пожалуй, только микротурбины Capstone, но там сам поток выхлопных газов микроскопический и, кроме того, предусматривается использованием обратных клапанов, которые препятствуют перетеканию выхлопных газов от работающей микротурбины в неработающую. Но врассматриваемом случае ничего подобного не наблюдается.

В общем, лично мне совершенно непонятно, почему для четырех мощных газопоршневых установок была использована схема выхолопного тракта с общим газоходом.

После глушителей потоки выхлопных газов от ГПУ объединяются в общий газоход­
После глушителей потоки выхлопных газов от ГПУ объединяются в общий газоход­
Компенсаторы температурных деформаций покрылись ржавчиной, но это не страшно ­
Компенсаторы температурных деформаций покрылись ржавчиной, но это не страшно ­
Эти глушители вполне можно использовать повторно в составе нового энергоцентра ­
Эти глушители вполне можно использовать повторно в составе нового энергоцентра ­
Применять схему с общим газоходом в новом энергоцентре нет никакого смысла ­
Применять схему с общим газоходом в новом энергоцентре нет никакого смысла ­

Дымовая труба

Опять же повторяюсь, что по фотографиям сложно определить, но складывется такое впечатление, что дымовая труба в рассматриваемом случае представлена "обрубком" высотой метра полтора. Хотелось бы, чтобы я в этом ошибся. Потому, что в российских условиях такое было бы невозможно. Мало того, что у нас был бы пучок из четырёх дымоходов (по одному на каждую ГПУ), но и высота этих труб рядом с жилыми домами была бы гораздо больше (определяется в результате инженерно-экологических изысканий и отражается в ОВОСе).

Для сравнения  привожу фотографию мини-ТЭЦ "Мякинино" в Москве (10 х  Jenbacher JMC620 по 3 МВт), которая эксплуатируется компанией НАТЭК и обеспечивает электроэнергией и теплом комплекс зданий Правительства Московской области и Московский областной суд. Каждый электроагрегат и каждый котёл имеют свой собственный выхлопной тракт и индивидуальную дымовую трубу очень впечатляющей высоты.

Складывается такое впечатление­, что это и есть дымовая труба энерогоцентра. Я в шоке !­
Складывается такое впечатление­, что это и есть дымовая труба энерогоцентра. Я в шоке !­
Для сравнения: пучок дымовых мини-ТЭЦ "Мякинино" компании НАТЭК (Москва)­
Для сравнения: пучок дымовых мини-ТЭЦ "Мякинино" компании НАТЭК (Москва)­

Что надо сделать

В нашей стране большинство проектов энергоцентров на базе газопоршневых установок предусматривают утилизацию тепла выхлопных газов. Исключение составляют, пожалуй, только ГПЭС на нефтегазовых месторождениях, поскольку на этих объектах тепловую энергию в таких больших объёмах девать просто некуда.

Поэтому, если рассматриваемые б/у ГПУ использовать у нас в новом проекте мини-ТЭЦ, то, скорее всего, будет применена схема выхлопного тракта с использованием теплоутилизатора "газ/вода". Соотвественно, для кажого бывшего в употреблении электроагрегата будет небходимо приобрести соотвествующий трубчатый теплообменник. Хорошая новость заключается в том, что заказать его можно и в нашей стране (например, в Питере). И стоить он будет, конечно же, гораздо дешевле, чем при покупке у Йенбахера.

Поскольку глушители шума выхлопа на фотографиях выглядя вполне прилично, то, скорее всего, вполне возможно их повторное использование на новом месте совместно с питерским теплообменником "газ/вода".

У каждой ГПУ имеется единая конструкция из ­теплоутилизатора, байпаса и глушителя
У каждой ГПУ имеется единая конструкция из ­теплоутилизатора, байпаса и глушителя

С другой стороны, очень удобно, когда теплоутилизатор выхлопных газов, байпас и выхлопная труба представляют собой единую конструкцию (модуль теплоутилизации). По крайней мере, сам завод GE Jenbacher чаще всего комплектует свои ГПУ именно таким образом.

Поэтому и в рассматриваемом случае при переносе бывших в употреблении газопоршневых установок на новое место эксплуатации есть смысл не заморачиваться со встраиванием старых глушителей в заново спроектированную схему выхлопного тракта, а сразу заказать у питерцев единую конструкцию из теплоутилизатора, байпаса и глушителя.

Цена вопроса

Полностью комплектный модуль утилизации тепла выхлопных газов питерского производства для ГПУ Jenbacher J616 стоит относительно недорого - всего 2 705 000 руб. (38 643 EUR) в расчёте на каждую машину. При этом в него входят:

  1. Трубчатый теплообменник.
  2. Промышленный глушитель.
  3. Рама.
  4. Байпасная линия.
  5. Узел переключения потока выхлопных газов (две газовые заслонки с электроприводом).
  6. Трубопроводная арматура.

Температура газов на входе +365 градусов, на выходе +120 градусов. Максимальная тепловая энергия, отбираемая от выхлопных газов, будет около 1119 кВт. Уровень шумоглушения для промышленной зоны составляет 9 - 15 дБ(А).

При этом цена самого глушителя, включенного в состав поставки модуля теплоутилизации, составляет смешные 225 тыс. руб. (3214 EUR). И я подозреваю, что демонтаж старых глушителей с их доставкой в Россию на новое место эксплуатации обойдутся не дешевле. Поэтому моё мнение заключается в том, что весь старый выхлопной тракт (включая глушители) будет выгоднее оставить прежним хозяевам. Пусть сами сдают его на металлолом. А в новом энергоцентре проще будет сделать новую систему, чем использовать это старьё. Причём новый выхлопной тракт можно сделать "по уму", а не "через одно место", как это было в рассматриваемом случае.

Радиаторы принудительного охлаждения

Раздельное охлаждение двух контуров

Система принудительного охлаждения ГПУ в рассматриваемом случае представлена стандартными для газопоршневых электростанций плоскими радиаторами. При этом для низкотемпературного и высокотемпературного контура каждого электроагрегата предусмотрены отдельные вентиляторные блоки. То есть охлаждения второго ступени интеркуллера и прочих систем газового двигателя происходит независимо. Это стандартное техническое решение, используемое в большинстве проектов мини-ТЭЦ.

Радиаторы ­принудительного охлаждения низкотемпературноого контура­
Радиаторы ­принудительного охлаждения низкотемпературноого контура­
Радиаторы ­принудительного охлаждения высокотемпературного контура­
Радиаторы ­принудительного охлаждения высокотемпературного контура­

Повторное использование вполне возможно

Что касается состояния радиаторов, то на фотографиях они выглядят вполне прилично, не смотря на свой далеко не детский возраст. Ничего странного в этом нет, так как изначально это оборудование разрабатывается для эксплуатации на открытом воздухе в условиях постоянного воздействия атмосферных осадков и солнечной радиации. К тому же установлены они были не на Северном Урале, а на юге Франции, где снег бывает только по большим праздникам.

Поэтому, если в систему был залит антифриз, и на период простоя его не слили, то радиаторы принудительного охлаждения всех четырёх б/у ГПУ должны быть в работоспособном состоянии. И эти радиаторы, без сомнения, можно вновь использовать после переноса на новое место эксплуатации. Конечно, предварительно будет необходимо их тщательно промыть.

Что делать и за какие деньги

Естественно, что прежде чем б/у радиаторы принудительного охлаждения использовать в новом проекте мини-ТЭЦ, необходимо провести их техническое обслуживание:

  • Демонтаж вентиляторов градирни.
  • Внешняя промывка пластин градирни под давлением.
  • Монтаж вентиляторов.
  • Промывка внутренних полостей градирни специальным химическим составом.
  • Промывка внутренних полостей градирни очищенной подготовленной водой.

Каких-то общепринятых расценок на эти работы не существует. Поэтому предварительно в бюджет на ремонт б/у ГПУ на техобслуживание радиаторов можно заложить по 1000 EUR на каждый из четырёх комплектов (с учётом стоимости химии).

Промывка радиаторов охлаждения в энергоцентре Липецкой птицефабрики ­
Промывка радиаторов охлаждения в энергоцентре Липецкой птицефабрики ­
Если выполнять работы в тёплое время, то надевать ОЗК не надо, т.к. в нём будет жарко ­
Если выполнять работы в тёплое время, то надевать ОЗК не надо, т.к. в нём будет жарко ­

Система управления

Разработанная инженерами Йенбахера в середине 80-х годов прошлого века система управления газопоршневыми установками DIA.NE (Dialog Network) для того времени была прорывным решением, на которое ещё долго ориентировались все остальные производители ГПЭС. На выпускаемых сейчас ГПУ Jenbacher используется вариант DIA.NE* XT4, который является уже пятым или шестым поколением данной системы и ничем кроме названия не похож на своего пра-прадедушку.
Поэтому использованная в нашем случае система DIA.NE (blue) 1997 года выпуска - это прошлый век в прямом и переносном смысле. Сравнивать её с DIA.NE* XT4 нет никакого смысла. Это всё равно, что игровая приставка Dandy (помните, были такие в середине девяностых с оранжевыми картирджами) и Sony PlayStation 4 Pro. Разные уровни. Это как Т-34 и Т-14 "Армата". Как Ельцин и Путин. Функции одни и те же, а качество принципиально иное.
Поэтому и сам завод Йенбахер старается замнить DIA.NE (blue) при первом же удобном случае.
Всю систему управления ГПУ Jenbacher 1997 года выпуска необходимо полностью заменить ­
Всю систему управления ГПУ Jenbacher 1997 года выпуска необходимо полностью заменить ­
Система управления DIA.NE (blue) ­- это прошлый век в прямом и переносном смысле ­
Система управления DIA.NE (blue) ­- это прошлый век в прямом и переносном смысле ­
Данная система полностью устарела морально и физически, хотя и выглядит как новая­
Данная система полностью устарела морально и физически, хотя и выглядит как новая­

Что ещё придётся заменить на новом месте эксплуатации 

Поскольку все четыре ГПУ будет необходимо перевозить на новое место, где они будут полностью перебираться, то однозначно придётся слить из них антифриз и моторное масло. Всё равно они непригодны для дальнейшего использования после такого длительного простоя газовых двигателей. Соотвественно, перед началом эксплуатации на новом месте для уже отремонтированных газопоршневых электроагрегатов потребуется приобрести:

Название Количество, шт Периодичность замены­
Аккумуляторные батареи­ комплект раз в несколько лет­
Моторное масло­ примерно 650 л ­ 1500 - 4000 ч зависимости от марки­
Охлаждающая жидкость­ в зависимости от объема системы­ раз в год­
Аккумуляторы необходимо заменить ­
Аккумуляторы необходимо заменить ­

Аккумуляторные батареи

Вся аккумуляторыпосле такого длительного хранения, по всей видимости, будет проще заменить, чем приводить в порядок. Хотя я не исключаю, что у отечественных специалистов получится их восстановить. По крайней мере, надо попробовать.

Моторное масло

Масло однозначно придётся использовать новое. Может быть для первой заливки на период обкатки двигателя после ремонта есть смысл использовать самый дешёвый вариант - Mobil Pegasus 705, а уже потом перейти на более дорогие синтетические сорта, на которых газопоршневый двигатель может ходить до 4000 ч и даже больше. Лучше всего посоветоваться со специалистами компании Макс Моторс. 

Охлаждающая жидкость

Антифриз, как и моторное масло, необходимо будет залить уже после монтажа востановленных ГПУ на новом месте эксплуатации. Обьём будет определяться ёмкостью системы охлаждения включая не только сам двигатель, но и трубопроводы, а так же радиатор принудительного охлаждения, расположенный на крыше здания.

Сколько это будет стоить

Полагаю, что для снижения затрат надо будет пойти по самому бюджетному варианту:

  • для первой заливки моторного масла в газовые двигатели использовать недорогую марку (например, Mobil Pegasus 705);
  • охлаждающую жидкость приготовить самостоятельно из гликоля и дистиллированной воды в пропорции 40/60);
  • приобрести дешёвые аккумуляторные батареи.

В этом случае затраты на каждую ГПУ предарительно можно оценить в 5 тыс. EUR.

Вопросы по газопоршневым установкам Jenbacher J616

Если вы заинтересованы в покупке бывших в употреблении газопоршневых установок, то можете направить мне соответствующий запрос, заполнив форму прямой связи. Или обращайтесь ко мне по указанным ниже контактам.

© МетеоЭнергетик, 2020
Валерий Мартынов. Частный консультант по ГПУ, микротурбинам и мини-ТЭЦ.
Моб.: +7 (903) 747-77-71 E-mail: meteoenergetic@yandex.ru